Вознесение Господне Господне Вознесение считается двунадесятым праздником, который отмечается, когда пройдет сорок дней после пасхальных праздников. Если верить Евангелию, Христос после смерти пребывал на земле еще на протяжении сорока дней до собственного Вознесения и появлялся в различных местах перед своими учениками. За это время Иисус успел рассказать про Царствие Божие, приготовить своих учеников к вселенской миссии по распространению христианства. Так было завершено служения Христа на земле и потом свершилось его вознесение.
Сорок дней Вознесение Господне
Когда наступил сороковой день, то в Иерусалиме произошло явление Спасителя перед учениками — потом с ними он направился в Вифанию, взошел на Елеонский холм и давал ученикам свои окончательные наставления. В частности, им было напутствовано, не уходить из Иерусалима до получения святых даров, которые обещал им Бог. Когда же на учеников сошел Святой Дух (отмечается праздником Троицы), то им было приказано рассказывать Евангелие окружающему миру. А потом Христос благословил собственных учеников, поднял руки и прямо на глазах стал возноситься кверху. Ученики же кланялись ему и счастливые возвращались в Иерусалим.
Как правило, славяне думали, что на протяжении тех сорока дней Иисус подходил ко всем окнам и наблюдал за людьми. И потому в течение этих дней нельзя было выбрасывать вещи из окон, выливать оттуда воду или плеваться, чтобы не попасть в Иисуса и не облить Христа. Еще запрещалось вылезать из окна и даже общаться. До самого дня Вознесения люди заходили с приветствием друг к другу и напоминаниями о воскресении Христа. А когда заканчивался этот период, завершалось своеобразное соединение христианских миров, один из которых был божественным и праведным, а другой — человеческим и грешным. Как воображалось в народе, до дня Вознесенья любому грешнику, находящемуся в аду, предоставлялась возможность увидеться с праведниками.
Еще у славян были поверья, связанные с расхождением небес, происходившим над всякой церковью и спусканием лестницы с небес с архангелами, ожидающими Христа. И после удара церковного колокола Христос возносился со своим святым воинством, хотя наблюдать такое явление могли лишь благочестивые люди. Работать в этот день строго запрещалось. Поэтому когда крестьяне возвращались со служения, то целый день не развлекались и пировали.
Праздник и урожай Вознесение совпадало со временем, когда созревала озимая рожь, и формировался ее колос. И потому праздник приобрел такую важность в календаре любого земледельца. Люди пытались каким-нибудь волшебным образом повлиять на будущие посевы, увеличит их рост и потому на такой праздник возник обычай хождения по полям, наблюдения за посевами, совершения ритуальных трапез, составляющими которых были:
яичница, лепешки, блины. Случилось тесное единение языческой традиции (поскольку прошлые земледельческие ритуалы уделяли особенное внимание хлебу) с христианской. Те же печенья в форме лесенок пекли, якобы для того, чтобы помочь Иисусу взбираться на небо. А блины символизировали обувание Мессии перед долгой дорогой. О необходимости наличия блинов немало говорили среди народа, даже если хозяйка напекла много пирогов.
С помощью молебнов люди старались волшебным образом предопределить урожай. Они устраивались на полях, а также рядом с источниками на этот праздник. Когда молебен возле источника оканчивался, то девушка подкидывала скатерть, призывая отменный урожай льняных культур. Когда же молебен пелся в полях, после его окончания люди потчевали себя печеньями в форме лесенки, пели народные песни. Говорили, что на празднике нужно «на ржи походить да Христа проводить». Бывало и так, что по окончании молебна прямо по ржи необходимо было катать местных дьяконов, что обещало в будущем высокие созревшие злаки.
Согласно традициям, которыми обладали восточнославянские народы, Вознесение напрямую касается людских представлений о том, где пребывает душа после смерти и о том, как душа ждет сорок дней и возносится на небо. Вот почему русскими крестьянами данный праздник нередко почитался в качестве дня умерших. В частности, речь шла о родителях, с которыми нужно было в такие дни мысленно пообщаться. Даже блины с печеньями в форме лесенки обладали определенным поминальным значением и раздавались нищим (либо же жертвовались в храм). Кое-где в день Вознесения люди брали угощения (обычно это были яичные пироги) и посещали кладбища. Процедура поминания считалась достаточно важным элементом и поразительно отражала народную земледельческую обрядность.
Окончание весны Люди могли ассоциировать Вознесение, оканчивающее пасхальные праздники, с минованием весеннего периода и началом летнего. Они говорили, что весна заканчивается, как приходит Вознесение и как только пройдет этот праздник, то возносится для отдыха на небеса в райские сады, что на Вознесение все на земле расцветает — Христа-батюшку в рай пресветлый провожает. А праздничная ночь еще называлась соловьиной, так как на ее протяжении трели соловьёв были особенно заливистыми, красивыми. Все считали большим грехом в этот период ловить соловьев, так как такое поведение предвещало неудачу. Особенной целительной силой крестьяне наделяли росу и потому собирали ее с раннего утра прямо с трав.
Во многих деревеньках в Вознесение соблюдались характерные обычаи, касающиеся Пасхи. В частности, красились яйца и относились в поля. С помощью яиц бились, или же на поверхность лотка клали копейку и катали каждое яйцо так, чтобы ее не задеть. Иногда прибегали даже к Троицким обрядам, завивая березки затем, чтобы на саму Троицу березки холить и расплетать. Из всего этого следовало, что этот праздник символизировал окончание пасхального периода и начало Троицы.