Сретение Господне Сретение Господне — особенный, второй в году двунадесятый праздник отмечается 15 февраля. Для него характерно то, что относясь к непреходящим Господским праздникам в честь Иисуса Христа, христиане его считают еще и торжеством Богородичным, и ежегодно отмечают его 15 февраля, то есть на сороковой день рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). На Руси праздник Сретение Господне начали отмечать в десятом веке. Церковнославянское слово «сретение» переводится в современном русском языке как «встреча».
Кто же с кем и когда встретился? Обратимся к историческим истокам.
История праздника Сретение Господне
Сретение символически обозначает встречу человечества в облике праведного старца Симеона с сорокадневным Богомладенцем и указывает на одно наиболее значительное событие из земной жизни Иисуса Христа. Этот факт впервые описан в Евангелии от Луки.
СретениеВ III-I вв. до Рождества Христова в Александрию — центр Египетской, культурной столицы был приглашен в числе 72 двух других блестяще образованных ученых мужей и Симеон для перевода на греческий язык с иудейского Ветхого Завета.
По Божьему волеизъявленью, он занимался переводом книги пророка Исайи. Переводя известные пророческие строки о рождении Мессии от безгрешной Девы Марии, Симеон глубоко впал в раздумье, будучи уверенным, что в текст закралась ошибка. Он уже хотел выскоблить «Дева», заменив его словом » Жена». В это же мгновение его намерения были прерваны, и чудное видение архангела возвестило его о том, что он будет бесконечно долго жить, пока сам воочию не увидит пришедшего Мессию. Два с половиной столетия прожил святой Симеон, но смерть по велению Бога игнорировала старца, он должен жить до тех пор, пока сам лично не встретится со Спасителем, родившимся от Девы. В Иерусалиме внуки слышали от своих дедов, что еще их отцы и деды в детстве знали о праведном Симеоне, который постоянно приходил молиться в храм. Старец был живой уникальной летописью Израиля. Движимый святым духом праведник Симеон на 365 году от рождения, прибыл в очередной раз в Иерусалимский Храм. Спустя немного времени пришло туда и Святое Семейство. Матерь Божия — Пресвятая Дева, не имела надобности в очищении, ведь именно ЕЮ был рожден святой Младенец, но будучи глубоко смиренной, Она не могла нарушить предписание Божьего закона. Симеон увидел на руках у Святой Девы запеленатого ребенка, и мгновенно его осенило: он понял, что это Дитяти, озаренное небесным светом некто иной как долгожданный Мессия, рожденный для спасения мира.
Иосиф и Матерь Божия приносят клетку с двумя горлицами — искупительную жертву за Того, Кто только Своим нахождением в храме освящает его, Кому придется быть жертвой за все грехи мира. Симеон бережно берет на руки сорокадневного Младенца и благословляет его. Отныне старец знает, пророчество сбылось. Время его пребывания на земле окончилось. Знала о прибытии Богомладенца и провидица Анна 84-лет от роду.
Так, в особах последних ветхозаветных святых Симеона и Анны последовало сретение, свидетельствующее о встрече Ветхого Завета и Нового Завета Иисуса Христа.
Традиция освящения свечей В народном календаре на Сретение нередко отмечают праздник Громница. В праздник Сретение Господне принято почитание огня. В этот день древние славяне проводили обряд освящения свечей, который был позаимствован из древних традиций Рима. Именно римляне в праздник Сретенья чинно шествовали с зажженными свечами по улицам и площадям. Зажженные освящённые свечи (громницы) символизируют Свет Христов, словно огонек Божией Благодати, очищающий весь мир. Наделены громницы огромной магической силой. Славяне верили, что их чудодейственной помощью можно уберечься от бесов, грома и молнии, ливня и града, поэтому громницы бережно хранились весь год, а использовали их по потребности для молитв дома.
Народные обычаи и приметы на Сретенье У далеких наших предков господский двунадесятый праздник воспринимали еще и как первую встречу зимы с весной. «В Сретение Весна-красна с Зимушкой встречается» говорили они. Чтобы оказать помощь весне, крестьяне устраивали обрядовые кулачные бои — зимоборы. В день Сретения крестьянские мужики для боев рядились в весеннюю одежду (кафтаны) и в зимнюю — шубы, выходили на улицу и дрались на кулаках. Если побеждали те, кто был одет в шубы, то говорили о долгой зиме. А если победа была за теми, кто в кафтанах, то ликовали, ведь весна преодолела зиму и быть ей солнечной и ранней.
Во время Сретенской службы святили воду, собранную из талого снега или из капелей. Сретенскую воду славяне всегда считали целебнейшей.
Крестьянские дети с утра обращались к солнышку и просили его поскорее взойти и весну принести. Если оно проглядывало через тучки, то детишки радостно сообщали всем о состоявшейся встрече зимы с весной.
В день Сретения крестьянки домашних куриц старались овсом закормить, чтобы несушки хорошо неслись не только летом, но и осенью.
В день Сретения яиц не варили и не били, молоко из двора не выносили, чтобы избежать неплодородности у животных и птиц.