- Доброго всем времени суток) Мы начинаем изучать праздники кельтов. И начнем с главных праздников Колеса Года - Самайн (Саунь) (1 ноября), Имболк (1 февраля), Бельтайн (1 мая), Лугнасад (1 августа). Кроме них были и 4 неосновных праздника – зимнее и летнее солнцестояния, осеннее и весеннее равноденствия. В этом триместре мы будем рассматривать все 8 праздников и начнем с Самайна.
Многие кельтские племена, особенно на континенте, отсчитывали начало года именно с Самайна. Если разбираться в названии и произношении праздника, то Samhiunn на шотландском языке произносится как «саун» или «саувин», а на ирландском Samhain – «савань» (более старый вариант произношения) или «саунь». А галлы называли праздник Trinouxtion Samonii – «Три ночи Самониоса» (иногда – Три Ночи Конца Лета). По одной из версий название переводится как «конец, закат лета». По другой считается, что слово «Samhain» происходит от санскритского «samana» - «собрание» или «сход». И ту и другую версию названия можно считать близкой к истине. Что касается празднования, то отмечался праздник от трех до семи суток. Эти дни считались священными и назывались Днями Безвременья (хотя по календарю деревьев Дни Безвременья – это дни зимнего солнцестояния). Центральным временем торжеств был 1 Samonios. Сейчас его «прикрепили» к 1 ноября, но не стоит забывать, что месяц начинался с полнолуния, т.е. дата могла и не совпадать с современной. Этот праздник знаменовал собой окончание светлой половины года и начало темной. Связан он не только с окончанием лета и сбором последнего урожая, но и с окончанием пастбищного сезона. К этому дню весь скот, который пасся на дальних пастбищах, возвращали в селение. Что касается земледельческих работ, то после ночи Самайна нельзя было собирать оставшийся несобранным урожай, так как духи и фейри сделали его опасным для человека. В этот день или, правильнее, ночь соединяются два мира – Мир людей и Иной Мир, Мир Сидов. Границы миров истончаются и жители Иного Мира могут спокойно проникать в наш мир, а люди могут попадать в Иной. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] О том, кому кельты поклонялись в этот праздник, существует несколько версий. По одной из них, кельты Ирландии праздновали союз бога Дагды с богиней Морриган. Другие источники говорят о поклонении идолу Кромм Круаху, стоявшему на равнине Маг Слехт в окружении еще 12 статуй. Считается, что сам идол изначально назывался Кет Круах, т.е. «Повелитель Холма». Еще одна версия говорит о том, что Самайн называли «Праздник Монгинн» - в честь колдуньи из Иного Мира по имени Монгинн, которая умерла в канун Самайна (согласно саге «Смерть Кримтанна»). Все эти версии, на мой взгляд, либо выдумка, либо относится к отдельным племенам кельтов, но ни как не ко всем. Но есть еще более древнее поклонение. В эту ночь праздновали возвращение бога Кернунноса к своей супруге – Богине Земли. Тогда как в Бельтайн он уходил из дома, так как его жена выбирала себе другого супруга. Богиня земли в свою очередь, оставаясь прекрасной в Ином Мире, в нашем мире превращалась в чудовищную ведьму, названную шотландцами Каллех Бер, и приносила плохую погоду. В Самайн было много ритуалов, одним из основных - разжигание священного огня. Как и в Бельтайн, в Самайн гасили «старый» огонь и зажигали «новый» от ритуального костра, зажженного друидами. Добывался священный огонь естественными древнейшими способами – высеканием или трением. Огонь от удара молнии так же считался священным, но такой огонь был редкостью – грозы в Самайн не часто идут). Среди ритуалов можно выделить и жертвоприношения. Многие источники говорят о том, что в огонь бросались кости домашних животных, клочки шерсти этих животных, а на островах в качестве жертвы использовали кости рыб. Можно сказать, что такие «жертвы» были отголоском более ранних ритуалов, когда в огне сжигались живые животные и рыба, а так же и люди (в основном пленники или преступники). Как и любое жертвоприношение, этот ритуал можно расценить как преподношение даров богам, так и возвращение природе части того, что у нее было взято. Еще одним ритуалом, связанным с костром, был ритуал выпекания на углях священного костра особого хлеба, который обладал целебными свойствами. Так как хлеб считался магическим, то к нему приобщались все люди поселения. Так же хлеб давали животным, а крошки раскидывали по полям. В Шотландии на золе священного костра пеклись лепешки из цельных зерен. Из овсяной муки могли выпекать хлеб с отверстием посередине. Хлеб этот потом разбрасывали по полям для ограждения скота от хищников. Месить тесто для обрядового хлеба и придавать ему форму нужно было на овечьей шкуре, так как она, по поверьям, обладает магическими свойствами. После ритуальных действий друидов, от священного костра зажигали факелы, которые несли по домам и разжигали огонь в очагах. Так же с факелами обходили вокруг поселения и полей. Это был защитный обряд. В качестве еще одного защитного обряда можно назвать насаженные на частокол вокруг крепости человеческие головы и черепа. Это устрашающее зрелище, которое отпугивало не только нечисть (как это часто утверждается), но и врагов. Еще одним действием в дни празднования Самайна был Королевский пир Самайна. Считалось, что тот, кто присутствовал на пире, не подвластен влиянию зла. Улады считали, что в Самайн злые силы, разгуливающие в эту ночь по нашему миру, могут погубить любого, кто не присутствует на пиру в Эмайне (столица уладов). Примерно также говориться и про пир в Таре. Основными блюдами священного пира были: хлеб, мясо (особо почитались свинина, говядина, баранина), масло, сметана, сыр, яблоки, орехи. Из напитков – пиво (эль), вино, иногда медовуха (mid). Еды и питья было много. Часто за счет того, что каждый пришедший на пир, обязан был принести с собой продовольственный дар. Существует упоминание о том, что в юго-западной Бретани пиром Самайна управляли девять женщин. Они пекли специальные пироги «kornigou» - «маленькие рожки». А так же выпекался большой пирог – «bonnag Samhna», который нарекался именем какого-нибудь известного «рогоносца». Связана эта традиция с тем, что по поверьям бог Кернуннос в эту ночь возвращался в Иной Мир к своей супруге. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Самайн был не только праздником начала нового года, но и днем (точнее ночью) поминовения умерших – ведь именно в эту ночь граница миров исчезала, и души умерших могли находиться в нашем мире. Поэтому люди устраивали «немой ужин» (мертвые не говорят) - оставляли пустое место за праздничным столом и ставили перед ним еду. Для того, что бы мертвые могли прийти на ужин, двери и окна в домах оставлялись открытыми. Иногда для мертвых готовили специальные пироги. Пища для мертвых должна была оставаться нетронутой в течение всего праздника. Иначе человек, съевший пищу мертвых, мог превратиться в вечно голодного призрака, которому не дозволялось присутствовать на пиру в Самайн. Кельты почитали умерших, но и боялись их. Поэтому в ночь Самайна опасно было ходить по улице, свистеть там и звать кого-то по имени – это все могло нарушить покой духов и разозлить их. В то же время, например, в Уэльсе существовала традиция cennad y meirw – «посольство мертвых». Когда бедняки отождествляли себя с мертвыми и приходили к дверям более состоятельных членов поселения и просили пожертвования от имени предком. В каждом доме им давали немного пищи, которая была отложена для духов. Таким образом, как бы укрепляя связь между живыми людьми и духами. Разные племена – разные традиции и верования. Даже в разное время были разные ритуалы – в ранний период они были более кровавыми и жестокими, а в более позднее время стали больше символическими и мирными.