Мягкий снег, как сливки в плошке, Тает у крыльца, Где синицы ищут крошки Меж стеблей овса. Как сметаною обмазал Землю снегопад. Золотисто-тёплым маслом Плавится закат. Ночь по небу заструилась Звёздным молоком, Из-за туч луна скатилась Сдобным колобком. Дым из труб, как шерсть овечью, Ветер распушил. Домовой, уснув за печью, Свечку потушил. Но по полкам, по столешне - Ряд свечных огней. Знаменуя время вешних Благодатных дней, Свет исходит ярким нимбом С тёмных фитилей, Как светили свечи в Имболк С древних, древних лет...
«Имболк», Смирнова Екатерина.
«Чем старше курс, тем меньше народу приходит на лекции)))», - думала Ари-Ювер, наблюдая за входящими учениками. - Доброго времени суток, всем дошедшим до моего кабинета) Сегодня продолжим изучать праздники кельтов и посвятим лекцию празднику Имболк
Если считать Самайн праздником начала года, то вторым основным праздником будет Имболк (Imbolc), который праздновался тогда, когда овцы начинали давать молоко. В настоящее время праздник «привязан» к 1 (иногда 2) февраля. Название праздника связывают с древнеирландским словом mblec, означающее «молоко». Еще одна версия происхождения («Друид» Ф.Леру) imb и folc – «ливень». Этот праздник, в силу разного произношения и перевода, называют по-разному. Можно встретить такие названия как: Имболг, Имболх, День Медведя, Праздник Свечей (Candlemas), Пора Огней, Оймелк, Луперкалия, День Святой Бригиты, Бригантия, День Бриджит. Кстати, «Оймелк» (Oimealg) переводится как «овечье молоко». Праздник отождествляется с деторождением и противопоставляется смерти. Знаменует рождение ягнят и начало лактации у овец. И хоть на дворе было холодно и казалось, что зима не спешит сдавать позиции, животные радовались новой жизни, а птицы вили гнезда. Имболк – праздник дома и домашнего очага. Первый из праздников, который стал отмечаться не всем племенем, а каждой семьей в отдельности. Февраль у ирландцев считался первым весенним месяцем. Месяцем сева и выгона скота. 1 февраля (если все было нормально) рождались дети, зачатые в Бельтайн. - Вы заметили, что некоторые названия упоминают имя богини Бригиты? [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Это связано с тем, что Имболк был посвящен богине Бригите или Брайд (ирл. Brigita, брит. Bregenzt, галл. Brigantia Belisama (сияющая ), шотл. Bhrighde). Считается, что имя богини происходит от санскритского bharat-í («высокое», «превосходящее») или от индоевропейского bhrghnti («та, что превосходит», «та, что возвышается»). Согласно кельтской мифологии, в период от Самайна до Имболка богиня Бригит набиралась сил в Ином мире. А сам праздник посвящен выздоровлению богини, очищению и возрождению земли. Если кто помнит, то на некоторых рисунках, посвященных Самайну, изображалась Старуха. Этой Старухой была Бригид, которая в ночь Самайна переходила в Иной Мир. А в ночь Имболка возвращалась в наш мир юной девушкой. По другой версии молодая Брайд заключена злобной Каллех на всю зиму в снежных низинах Бен-Невиса. Девушку спасает сын Каллех, который тайно убегает с Брайд, несмотря на попытки его матери разделить их жестокими штормами. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Из обрядов праздника можно выделить следующие: На время праздника (а длился он с заката 31 января до заката 2-го февраля, т.е. как обычно, трое суток) на маслобойках оставляли кусок хлеба с маслом, взбитым из нового молока. Этот хлеб с маслом считался жертвоприношением Богине. Еще для одной жертвы перед домом выкапывали небольшую ямку и выливали в нее немного молока – это дар возрождающейся земле. Так же в качестве дара Богине рядом с водным источником закапывали курицу или цыпленка. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] На Имболк обязательно плелись кресты из веток или соломы. Эти кресты вешали в доме и в коровнике для получения защиты богини. Крест в круге так же является символом Бригид. В этот праздник кельты вешали на свой дом метелку из колосков в качестве оберега. Существенную роль в этот день играл плуг. Ему приносились пожертвования - молоко, сыр или виски, - что гарантировало обильный урожай. Так как праздник был посвящен особо почитаемой Богине, то существовало ряд запретов. Например, нельзя было пить пиво и запрещалось любое рукоделие. Праздновать можно было только в своем селении, в другое селение на празднование праздника ходить было запрещено. Имболк – это праздник очищения. Поэтому было принято омываться самим и поливать водой домашнюю живность, убирать дом. Кроме этого, на ночь оставляли горящей хотя бы одну свечу. Как и любой праздник Имболк не обходился без огня на вершинах холмов и факельного шествия вокруг селения и полей. Кстати о шествиях. В канун праздника девушки делали женскую фигуру из снопа зерна и украшали ее цветными раковинами и искрящимися кристаллами, вместе с подснежниками и первоцветами, и другими первыми весенними цветами и растительностью. Особенно яркая раковина, символ пробуждающейся жизни, или кристалл размещали в области сердца, называемом в гэльском языке “путеводной звездой Брайд”. Куклу называли Брайд или Брайдэг, Маленькой Невестой, и обносили вокруг селения с процессией, состоящей из девушек, которых называли “свитой Девы Брайд”, все они были одеты в белое и их волосы были распущены, символизируя дух чистоты и юности. В некоторых районах Ирландии и Шотландии, куклу Брайд делали из маслобойки, закутанной в солому – этим подчеркивалась связь Богини с маслом и молоком. Иногда это могла быть кукла ребенка, а иногда Бригиту представляла и молодая девушка, одетая в белое. Эта девушка могла дарить каждому семейству Кресты Бригит. Кроме того, любой, кого посетят девушки, должен был поблагодарить и восхвалить Брайд и дать девушким какой-либо подарок – цветок или кристалл. Женщины могли давать в качестве подарка лепешки, сыр или масло, тем самым оплачивая прошлогодние дары Богини. После шествия девушки проводили ночь в доме, где должна была храниться во время праздника кукла Брайд. Позже к девушкам приезжали молодые люди, и они должны были благодарить и восхвалять Брайд. Потом были песни, танцы и веселье до самого рассвета. С первыми лучами солнца все присутствующие брались за руки и пели гимн Брайд. Остатки пиршества делились среди бедных женщин селения. Старшие женщины селения также проводили церемонию накануне Брайд. Они делали изображение Невесты из овса, с любовью украшали его, и готовили для нее корзину, называемую "Ложе Брайд". Но их обряд был более сложным, чем у молодых девушек. Вместе с изображением богини несли и Пояс Брайд, сплетенный из соломенной веревки. И каждый должен был пройти через этот Пояс, чтобы получить покровительство Богини и хорошее здоровье в будущем году. Когда кто-то проходил через пояс, пелась особая песня (пример): «Пояс Брайд - мой пояс Пояс с четырьмя крестами. Явись, хозяйка, И трижды выйди. Кто бы ни прошел через мой пояс, У того в семь раз увеличится счастье…» Так как Имболк был связан с молоком, то и пища традиционно была молочной. Кроме того подавались пряные и мясные блюда. - Помнится, многие в работах по Самайну присылали гадания, которые проводились на празднике. В Имболк тоже были гадания.