Тема: Учение о поклонах у старообрядцев Пт Дек 05, 2014 4:24 pm
Всегда бывают поясными поклоны:
* перед входом в храм, в христианское жилище и по выходе из него (три поклона); * при молитвах за трапезу; * при возглашении «За молитв святых отец наших... » и при молитве «Боже милостив... » перед этим возглашением; * при молитве «Боже милостив... », совершаемой после «исходных поклонов»; * при молитве «Ненавидящих и обидящих», * при возглашении «Господу помолимся — Господи помилуй». * после первого запева на первой и девятой песни канона (исключение — Великий канон на Марьином стоянии); * в начале утрени (на кафизмах поклоны могут быть уже земными); * на вечерне в воскресенье вечером (но со « Сподоби Господи » поклоны могут быть уже земными); * на павечернице вечером в воскресенье (до « Слава в вышних Богу»); * первые два поклона при благословении и прощении, полагаемых чтецом перед и после чтения ексапсалмов, Апостола, канона на утрене или на молебне и т. п.; * первые два поклона из трех, полагаемых по вкушении просфоры;
Всегда поклоны бывают земными:
* в приходных и исходных поклонах восьмой поклон (без крестного знамения); * после «Достойно» и задостойников, если молятся не за трапезу; * при целовании иконы или Евангелия (на утрене); при этом священнику и друг другу кланяются без крестного знамения; * последний поклон при пении «Честнейшую херувим» перед 9-й песнью канона; * первый и последний поклон на величании (на утрене); * третий поклон во время великого выхода на литургии (между первой и второй частью Херувимской песни); * на «Изрядно» на литургии; * последний поклон (из двенадцати) в начале келейного правила; * третий поклон при благословении и прощении, полагаемый чтецом перед и после чтения ексапсалмов, Апостола, канона на утрене или на молебне и т. п. * третий поклон, полагаемый по вкушении просфоры; * при священническом и архиерейском благословении, а также при архиерейской службе в то время, когда архиерей осеняет молящихся дикирием и трикирием (например, когда поют «исполла эти деспота»); поклоны здесь совершаются без крестного знамения.
Кроме того, существует ряд частных случаев, когда полагаются земные поклоны, например, как сказано выше, в конце икоса «аще кто не поклоняется Богородицыне иконе, анафема да будет», после слов «радуися Еяже ради покланяемся Творцу» (канон Богородице акафисто) и др.
Как бы застыв в великом земном поклоне, (главы с колени преклоньше на землю) положено выслушивать (или читать) прощение («Прости мя отче святыи...» и «Ослаби, остави...») а также молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы.
В Великий пост порядок службы изменяется, добавляются и такие поклоны, которых не бывает в другие дни, например, после молитвы «Царю небесныи», на тропарях часов, на литургии преждеосвященных Даров и, конечно, на каждой великопостной службе полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.
Прочие поклоны в церковной службе бывают как земными, так и поясными, в зависимости от дня. Поясными они бывают каждую субботу (кроме великой) и каждое воскресение года, а также от светлой утрени до недели всех святых и от Рожества Христова до крещенского сочельника. В большие праздники эти поклоны всегда поясные, в малые — могут быть поясными и земными, и здесь уже лучше сверяться с уставом.