Тема: Письменность друидов. Пн Фев 08, 2016 8:29 am
Большую часть своих знаний жрецы хранили в своей памяти, но кое-что они, все же, записывали. А для этого нужен был хоть какой-то алфавит. Иногда считают, что друиды использовали скандинавские руны для письма и гадания, но это не совсем так - у них была своя система, называемая Огамом. Начнем мы как обычно с более общих вопросов кельтской письменности.
Как было сказано выше, у кельтов не принято было делать много записей. А точнее этих записей практически не осталось – лишь какие-то непонятные насечки на камнях и странные деревянные палочки. Нельзя сказать, что кельты были столь отсталым народом, что не додумались до письменности. Нет, письменность у них была, причем, как своя, так и заимствованная у соседей. Наиболее древний алфавит – Огам, который мы будем рассматривать на протяжении всего курса. Но сегодня рассмотрим те алфавиты, которые были помимо Огама.
Отмечается, что среди высших классов кельтов, живших в Галлии до римского завоевания, существовала относительная грамотность. Этому способствовали долгие торговые отношения с Грецией, которые восходят аж к VII веку до н.э. Кельты использовали греческие буквы для своих надписей. Так на одном железном мече, датируемом I веком до н.э. греческими буквами выдавлено кельтское имя Корисиос. Кельтские торговцы вполне могли использовать этот алфавит чтобы поддерживать связь с соседями – Грецией и Римом, но у касты жрецов имелся свой алфавит, причем не один.
Кроме Огама, как тайного письма друидов, использовались еще несколько систем магического письма. Причем эти системы использовались бардами (каста жрецов состояла из друидов, филидов и бардов на островах и друидов, бардов, оватов на континенте). Одной из таких систем является т.н. «коэлбрен».
Согласно легенде, буквы коэлбрена были изобретены Эйниганом Гавром (или Эйнигид Великан). Он изобрел буквы, чтобы сохранить память о делах своего отца – Хуона, сына Альсера. Ллевеллин Сион пишет: «Эйниган прибыл на остров Британию к родственникам своего отца и показал им свое искусство: они созвали совет и провозгласили его мудрейшим из мудрецов и стали именовать его Эйниген Wyddon (Эйниген Мудрый).» Произошло это в царствование британского короля Дунвалла Молмуция (430—390 гг. до н. э.) и первых букв коэлбрена было всего 16.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Изначально буквы были простыми и угловатыми - как и Огам, буквы коэлбрена предназначались для резьбы на дереве или камне. И вполне возможно, что именно Огам послужил прототипом для коэлбрена (Огам возник раньше), хотя чувствуется влияние латинского алфавита и рунического письма германских племен. Если где-то на просторах всемирной «библиотеки» встретите упоминание, что надписи на Огаме встречаются вместе с рунами, то, скорее всего, этими «рунами» были буквы коэлбрена.
Первые буквы записывались на деревянных дощечках, которые в те времена назывались «прен». Поэтому и сам алфавит получил название «коэлбрен», т.е. «дерево достоверности». Кстати, в некоторых словах валлийского языка можно найти связь между деревом, алфавитом и мудростью. Так с корнем wydd (дерево) связаны такие слова как: arwydd — знак; cyfarwydd — искусный, умелый; cyfarwyddyd — информация; cywydd — откровение; dedwydd — получивший знание; derwydd — друид; egwyddawr — алфавит; gwyddon — мудрец; и gwynwyddigion — обладатели священного знания. Как уже было сказано, коэлбрен был тайным алфавитом бардов. Но во время правления Бели Великого тайный алфавит стал доступен не только касте жрецов. Это произошло благодаря постановлению короля о том, что в стране не должно быть ни одного правителя, судьи или учителя, не умеющего читать и понимать значение коэлбрена. К моменту появления известного барда Талиесина (VI в н.э.) 16-тибуквенный коэлбрен был расширен до 18-тибуквенного. Позднее Талиесин расширил алфавит еще на 2 знака. Хотя по другой версии создателем двадцатибуквенного алфавита называется Ител Смуглый. Эти 20 букв оставались до появления в Британии латинского алфавита. Около 900 г. н.э. Герайнт, Синий бард, ввел в коэлбрен еще четыре вспомогательных знака, что позволило применять алфавит и для письма на бумаге. В то время коэлбреном пользовались для передачи секретных сообщений (все-таки не так много людей им владело), а так же вырезали на специальных гадательных кубиках.
Двадцать четыре знака и использование как для передачи информации, так и для гадания… Ничего не напоминает?)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Окончательная версия коэлбрена из 38 букв была описана бардом Юани Макинллетским, а самый расцвет этого коэлбрена был в 1440-1480 годах. Причем действовало два варианта – 24-хбуквенный использовался для стандартного письма, а вот 38-мибуквенный использовался только для резьбы букв на дереве.
Так как со временем коэлбрен стал доступен множеству людей, бардам пришлось придумывать дополнительные способы, чтобы обмениваться тайной информацией. Например, иногда для передачи информации использовались очень маленькие палочки (эбиллионы) длинной всего в палец, с зарубками, которые были понятны только своим. Такое «послание» нужно было еще и собрать, чтобы получились слова и фразы. Эти палочки назывались «Чарами (или Тайнами) Бардов». Подобные маленькие эбиллионы использовались и для гадания. Только на каждом кусочке дерева вырезалась всего одна буква. Как вариант, из деревянного прутика вырезался кубик, и на каждой грани кубика наносилась буква коэлбрена. Каждая грань имела свой цвет, чтобы ее можно было сразу распознать. Всего в наборе было четыре кубика (использовались 24 буквы коэлбрена) и назывался он Ладонный Коэлбрен – держа кубики на ладони и складывая буквы, барды могли обмениваться информацией. Вместо кубиков из дерева могли использоваться многогранные камешки. Система написания букв на камне называлась «коэлвайн».
Простым коэлбреном были написаны целые книги. И весьма интересен способ «написания» букв, а так же устройство самой «книги». Обычно буквы вырезались на дереве, но процесс этот трудоемкий. Поэтому бардами был разработан способ выжигания символов с помощью железных штампов. Вот вам и первый «печатный станок» в Европе)) – ведь такой способ был известен в Британии еще до прихода туда римлян: Это было во времена Алира Лледиаиса (Лира Косноязычного, отца Бендигайдфрана или Брана Благословенного), когда был изобретен способ выжигания «cyrvens» железной печатью, а именно: на каждую букву имелась железка и, раскалив их докрасна, выжигали на «ebill», или деревянных дощечках, то, что требовалось; иногда буквы составлялись из точек, выжженных на дереве горячей вилкой. «Книга» представляла собой рамку, называемую «пейтинен», который чаще всего состоял из десяти горизонтальных прутков и четырех вертикальных. Искусством изготовления пейтинена должен был владеть любой бард. Для пейтинена использовались хорошо высушенные прутья орешника или рябины, называемые «эбиллионы» («ebill»), длина которых была около 30 см (локоть). Каждый прутик делили на четыре части (лучины), затем каждая лучина формовалась так, чтобы в сечении получался квадрат, после срезались углы (чтобы края знаков одной грани не переходили на другую грань). Подготовив палочки, приступали к вырезанию или выжиганию знаков (это могли быть буквы, цифры, ноты). Каждая палочка нумеровалась только с одной стороны – той, с которой нужно было начинать чтение. Когда заканчивалась первая сторона, прутик переворачивался по «ходу солнца» и записывание продолжалось. Каждый пейтинен состоял из десяти таких палочек со знаками. Если же нужно было больше палочек, но их количество было меньше десяти, то оставшиеся палочки включали в первый пейтинен. Когда весь текст был записан, начиналось изготовление четырех планок, на которые крепились эбиллионы. Эти четыре планки назывались «pill», а уже подготовленные для пейтинена (подогнанные под размер и с вырезанными углублениями) они назывались «пиллвид» («pillwydd»). На эбиллионах делалась специальная шейка, благодаря которой закрепленные в пиллвидах палочки могли свободно вращаться. Вся конструкция скреплялась веревками.
Барды умели не только выжигать на деревянных дощечках, но и свободно владели письмом на других материалах. Если перечислять эти материалы, то можно выделить следующие: Дерево - те дощечки, которые рассмотрены выше. Письмена на дощечках называлось «древописью» (Coelbren y Beirdd). Пергамент - технику писания на свитках пергамента завез в Британию Бендигайдфран, который изучил методику создания свитков пергамента, находясь семь лет в плену у римлян. Когда он вернулся в Британию, то обучил местных писарей выделке козьих шкур для получения пергамента. Бумага - по преданиям бардов, впервые бумагу изготовил житель Константинополя Моран. Он измельчал лен и раскатывал его в тонкие бумажные листы. Но этот материал уступал по своим качествам следующему материалу. Плагауд. Плагауд – это растение из рода лилиецветных, завезенное из Индии. С ним производили те же действия, что и со льном. Но позже плагаудом стали называть материал из кожи, выделанной особым тайным способом. Некоторые связывают появление плагауда (растения) не с Индией, а с Египтом. В этом случае плагауд (материал) может быть идентичным папирусу.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Известно, что друиды считали: если что-то записать, то это что-то будет опозорено. Эта фраза относится к их тайным знаниям, которые они передавили устно от учителя к ученику. Но не всегда друиды могли что-то передать таким способом, поэтому им нужен был алфавит. Тайный, магический и понятный только им одним. Таким алфавитом стал Огам Деревьев. Вообще в «Книге Бэллимот» выделяется около 150 видов Огама, но именно Древесный является основным и самым ранним. Наиболее древние надписи на Огаме, найденные археологами, датируются 5-6 веком до н.э.
Использовать Огам для длинного текста было не очень удобно – один знак мог нести в себе несколько смыслов, а запись знаков требовала определенных знаний. Поэтому Огам использовался для коротких сообщений. До нас дошли лишь редкие записи, сделанные на погребальных камнях, межевых столбах и некоторых мегалитах. Кроме того, друиды использовали Огам в магических целях. И в этом случае запись не только не позорила написанное, а наоборот - усиливала магию буквы. «Письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл» - сказано в одном из источников. Записанное проклятие считалось более серьезным, чем устная сатира.
Это было вступление)) Теперь о самом Алфавите
Изобретение огамического письма приписывают богу Огме, который еще назывался «Солнечноликим», он сочетал в себе огромную физическую силу и дар провидения. Кроме того, кельты считали Огму очень искусным в знании языков и поэзии. Бога иногда изображали в виде старика, одетого в львиную шкуру, язык которого тонким золотыми и янтарными цепочками был соединен с ушами следующих за ним людей. Кельты считали, что красноречие обладает большей силой, чем физическая мощь, и достигает своей вершины в старости, именно поэтому Огма изображен в виде очень сильного, но старого человека. В мифах можно найти такие строки о происхождении Огама: «В эпоху Брес был явлен сын Элатха, Король Ирландии. Сам Огма, сын Элатха... Теперь Огма, искусный оратор и поэт, явил Огам. Он явлен был как мастерства свидетель, чтоб достояньем мудрых стать, чтоб отделить мужланов и пастухов»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] По легенде алфавит был создан Огмой на острове Гиберния, во времена короля Бреса. Огма изобрел огам, «чтобы вести записи секретных речей и ритуалов, известные лишь посвященным, чтобы сохранить их от профанов... Он вырезал Огам на Березе и отдал его Лугу» (из «Книги Бэллимот», 15 век). Именно Огма назвал этот алфавит «Огам», от слова «ghuaim» или «guaim», то есть мудрость. В современном ирландском языке есть слово «огхам», которое понимают как древний алфавит, и есть родственное ему гаэльское слово «огхум», означающее «оккультные науки».
О создании самого алфавита в «Книге Бэллимот» говорится следующее: «Они родом от веточек и ветвей дуба: ветви подсказали мысли, которые они выразили в звуках. От ствола дерева, как от самой благородной его части, было образовано семь главных образцов — семь гласных: А, О; U, Е, I, ЕА, OL. а затем было образовано три прочих, каковые прибавили в помощь семи первым по разные стороны линии: UI, IA, АЕ... Ветви дерева служат образцом для всех веточек и ответвлении огамической линии, каковая господствует над всем…»
Некоторые исследователи кельтской культуры считают, что образцом для Огама послужил латинский алфавит. Но как он смог так сильно преобразиться в сочетание вертикальных, горизонтальных и наклонных линий? По этому вопросу существует множество различных точек зрения. Но если объективно сравнивать Огам и латинский алфавит, пусть даже и в древнем виде, то ничего общего во внешнем виде не будет, поэтому считать, что Огам был создан на основе латинского алфавита, на мой взгляд, не верно. Наиболее вероятно то, что внешняя форма алфавита была взята из древней кельтской системы мнемонических зарубок на деревянных палочках, которые использовались для счета предправой, т.е. Огам пишется слева направо. Очень часто в качестве друима использовались ребра камней (если надпись делалась на камне). Знаки, обозначающие гласные, отмечались на твердых поверхностях в виде углублений или точек.