Самое распространённое описание понятия и смыслового значения слова Волшба можно найти в словаре Ушакова, где трактуется: Волшба, -ы, мн. нет, ж. (поэт. устар). Колдовство, волхвование. Данную трактовку можно сразу подвергнуть сомнению — в силу присутствия словаКолдовство, не имеющего общего корня со словом Волшба, и рознящегося по смысловому значению с понятием Волшебство — которое действительно имеет прямое значение, но по какой-то неведомой причине отсутствует в трактовке словаря Ушакова.
Волшебство — понятие, имеющее только позитивное значение, известное большинству русских людей ещё с детства, и не ассоциирующееся с понятиемКолдовство, которое имеет сугубо негативное значение. Поэтому с трактовкой словаря Ушакова согласиться достаточно трудно, но отчасти можно, если учитывать только второе значение, однокоренное Волшбе — волхвование. Волхвование — по всей видимости, является той самой причиной недоразумения в связке слов Волшба-Колдовство, так как имеет общий корень с первым (Волшба-Волхвование), и весьма близкое смысловое значение — со вторым (Волхвование-Колдовство). Но по логике вещей понятно, что слово Волшба имеет своё собственное значение, которое не является синонимом слова Волхвование, ибо в данном случае не имело бы смысла вводить второе значение с весьма ощутимой разницей в звучании и содержании. Поэтому, в оптимальной и сравнительно достоверной трактовке можно отметить только один вариант: Волшба, -ы, мн. нет, ж. (поэт. устар). Волшебство. К сожалению, сегодня уже невозможно найти точного места и времени появления слова Волшба, так как на момент появления славянской письменности на Руси оно уже было известно и популярно. Вероятнее всего, как и большинство других понятий, существовавших во времена Древней Руси, слово Волшба имеет кельтскую родословную, ибо сопутствует таким понятиям (пришедшим из кельтского диалекта) как, к примеру — Правь (Закон) или Алтарь (Утёс). В старославянском словаре (по рукописям X — XI веков) слово ВОЛШБА пишется как ВЛЪШЬБА(старославянская графема Ъ произносится как современное безударное О, а графема Ь — как безударное Е) и трактуется только на греческий лад — как Колдовство. То есть Ушаков, составляя свой словарь, допустил ошибку, повторив чужую — неведения значения этого древнерусского слова греками. И это не удивительно, так как в желании привнести в древнерусский язык греческую грамоту — через старославянский диалект, греческие переводчики допустили достаточно много «ляпов». И за примером далеко ходить не нужно, а достаточно вспомнить библейских «волхвов». Греки, по всей видимости, знали только о популярности волхвов (известных ещё со времён Кельтской Империи), но не имели понятия о том, что волхвы это отнюдь не «жрецы», а буквально — волевые люди, лица обрётшие уровень морального и физического совершенства, недоступного простому человеку. Волхв, в древности — статус воина, который благодаря своей Силе Воли достиг высшего уровня морального и физического развития. Благодаря этому достижению человека, во времена Кельтской Империи звание Волхва передавалось даже по наследству (как мужчинам, так женщинам), в соответствии с клановым устройством этого древнейшего европейского общества. При этом, одного только родства с Волхвом было мало, ибо надлежащим должно было быть и воспитание (самим Волхвом). И естественно, современные самозванные «волхвы» не имеют ничего общего с Волхвами древности, кои завоёвывали своё признание не на бумаге или на шабашах, а в бою — показывая свою волшебную силу (смекалки, отваги и физического развития). Слово Волхв тесно связано со словом Волшба, по причине того, что именно благодаря знаниям законов Волшбы волхв самосовершенствуется и влияет на течение событий. Общим же корнем для слов Волхв и Волшба является слово Воля. Термин Воля является и смысловым значением слова Волшба и отображает понятие — воплощения воли, творчества, волеизъявления в материальном эквиваленте. Более точным отображением древних принципов — в смысловом значении и понятии слова Волшба на современный лад может служить формулировка: Волшба — это то, благодаря чему создан Мир. Или с теологией. Волшба — это тот инструмент Бога, которым Он сотворил Мирозданье. То есть Воля Бога нашла своё воплощение благодаря Волшбе. Это и ответ на вопрос о том, — «каким образом Бог сотворил Мир?», ибо Бог сотворил Мир — Волшбой. При этом, Волшба — как понятие, не имеет каких-либо религиозных рамок и адекватно любому воззрению, потому что Волшба, как и Жизнь, существует независимо от того, верят в неё или нет. Возвращаясь же к такому понятию как волхвование, можно сказать, чтоВолхвование — это отнюдь не Волшба, а только творение волхва, то есть человека. Также точно и в отношении понятия Колдовство — творение колдуна. И на этом данный список далеко не заканчивается, а декларирует такие понятия как чародейство — творение чародея, ворожба — творение ворожеи,ведовство — творение ведуна, а волшебство — творение волшебника. В отношении же понятия и смыслового значения слова Волшба связи с человеком не наблюдается, а подразумевается общее понятие: Волшба — Творение Природы(Бога), Закон, благодаря которому существует Мирозданье, Магии самой Природы. Поэтому, такие понятия как колдовство и волхвование имеет не больше связи с понятием Волшба, чем и любое другое творение рук человеческих, будь то музыка или компьютерное программирование. Гораздо ближе к смысловому значению слова Волшба явления в Природе, такие как — рождение ребёнка, или — сияние солнца. И только такого уровня явления по праву могут носить звание Волшбы (Творения Природы). По этой причине всё, что связано с понятием Волшба может иметь только творческий и позитивный характер, с близким по смысловому и лингвистическому значению понятием, то есть с современным словом —Волшебство.