В этой главе рассказывается о христианских оберегах, которые принято называть святынями. Так их называют еще и потому, что они помогают людям правильно молиться и блюсти духовную чистоту. Причем эти святыни доступны любому человеку. Их можно приобрести или получить даром в каждом действующем храме. Это крест, святая вода, ладан, антидор, артос и просфоры. Крест-хранитель «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви…», – это слова одного из церковных песнопений, посвященных Кресту. А вот что пишет о Животворящем Кресте святитель Дмитрий Ростовский: «Мир – сей видимый, создал Бог по подобию крестной четвероконечности, ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень (юг) и полночь (север); и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо, когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста». Знак Животворящего Креста Господня осеняет людей более двух тысяч лет. Он олицетворяет жертву, принесенную Спасителем за весь человеческий род. В те времена, когда жил Иисус Христос, крестная смерть (или распятие) считалась позорной казнью. На нее осуждали только разбойников и прочих «лихих» людей, признанных «недостойными» умереть «чистой» смертью от яда или меча. Однако Учитель Своими страданиями и Пречистой Кровью освятил орудие позорной казни, после чего изображение Креста стало главной святыней и символом победы над грехом для каждого христианина. В X веке Крест вместе с христианством пришел на Русь и с той поры освящает жизнь русского общества. Одно из постановлений VII Вселенского собора гласит о том, крест нужно «полагати на всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…». В России крест стали почитать наравне со святыми иконами. Что касается нательных крестиков, то в X веке их делали из самых разных материалов – кости, дерева, янтаря, стекла, камня и др. Они имели четырехконечную форму, и на многих изделиях красовался образ Пресвятой Богородицы и надпись: «Святая Богородице, помогай». Нередко на крестах изображали и Николая Чудотворца – скорого помощника и заступника всех православных христиан. В синодальный период в Русской православной церкви распространились наградные кресты, которыми отмечали заслуги особо отличившихся священнослужителей. Одной из разновидностей таких крестов являлись наперсные, выпуск которых был приурочен к какому-либо знаменательному событию. Воздвизальные или напрестольные кресты до сего дня полагают или же поставляют в храмах на праздник Воздвижения (14/27 сентября). В древние воздвизальные кресты были вложены частицы того самого Креста Господня, который, согласно преданию, обнаружила в Иерусалиме царица Елена, мать византийского императора Константина Великого. Кроме того, в каждом православном храме есть Голгофский Крест, предназначение которого – напоминать молящимся о том, что «Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения». Кресты используются и при богослужениях, особенно если те совершаются вне храма. Так, во время крестных ходов водруженный на древко крест поднимают высоко над головами его участников, освящая и благословляя людей. Крестом защищались и воины во время сражений, поэтому еще при Константине Великом в обиход вошли хоругви и выносные кресты. К этому же времени относят возникновение тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое…». В наши дни в Русской православной церкви есть множество святынь, главными из которых считаются чудотворные кресты. Однако мало кому известно, что один из подобных крестов находится в Ярославской области, в селе Годеново, что рядом с городом Петрозаводском. Сегодня в храме современной постройки, освященном в честь святителя Иоанна Златоуста, сохранились две святыни: чудотворный образ святителя Николая и Крест, который явился с Неба. О первом явлении Животворящего Креста свидетельствует местная летопись: 29 мая 1423 года пастухи из этих мест увидели ослепительный свет, который исходил «с греческой стороны неба». Напуганные крестьяне никак не могли решиться пойти в ту сторону, откуда шел неземной свет. Когда испуг прошел, пастухи сквозь чащу леса пробрались на Сахотское болото. Там они остановились в недоумении: прямо над топью в воздухе парило Распятие, перед которым стояла икона святителя Николая, изображавшая его с Евангелием в руках. Крестьяне пали ниц, а когда к ним вернулось сознание, то услышали голос, шедший от Распятия: «Будет на этом месте благодать Божия и дом Божий; если кто с верою придет помолиться, будет много исцелений и чудес от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Идите и скажите всем людям, чтобы на этом месте поставили Церковь Мою». Услышав такое, пастухи поспешили в село и стали рассказывать людям о Божественном явлении. Их односельчане упросили местного епископа построить на месте явления Креста храм. Вскоре строители взяли благословение и с усердием принялись за работу. Но строить на самом болоте было невозможно, и они стали класть основание храма поблизости, на сухом месте. Однако на следующий день строители обнаружили, что основание «перенеслось» на другое место и легло там, где пастухи до этого нашли икону и Крест. Последний теперь стоял в самом центре стройплощадки и вещал: «На этом месте поставите церковь Мою, и будет гора велика, и чудес много произойдет». После того как были сказаны эти слова, из болота выбилась струя воды, превратившаяся вскоре в поток, который смыл всю болотную жижу. А под основанием храма оказался холм, на котором строители смогли работать дальше. Крест же, который явился дважды в одном месте, они оставили стоять на месте до окончания строительства. Когда храм был готов, его освятили, после чего от иконы Николая-угодника и Животворящего Креста произошли многие исцеления и чудеса. Дубовый храм простоял на бывшем болоте восемьдесят лет, но однажды в нем произошел пожар. Крестьяне кинулись спасать святыни, однако Распятие сдвинуть с места они не смогли. А когда огонь стал пожирать все здание, прихожане выбежали из храма и стали молиться о погибающих святынях. Когда пожар унялся, верующие пришли на пепелище, чтобы отыскать уцелевшую церковную утварь, и обнаружили целый и невредимый Крест, который огонь даже не тронул. Чуть позднее, в XVI веке, на месте сгоревшего храма возвели новый и освятили его в честь Николая-угодника. В этом храме опять установили Животворящий Крест, который побывал в огне и остался невредим. Прошло много лет. Слава о святынях храма распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. Теперь к Животворящему Кресту люди шли толпами. Но в 1917 году храм был разрушен, а Крест пришлось перенести в расположенную неподалеку церковку, освященную в честь Иоанна Златоуста. Постепенно иссяк поток паломников, но чудотворный Крест не давал безбожникам покоя, и они в конце концов решили погубить святыню. Однажды богоборцы явились в храм, чтобы вынести Крест и сжечь его. Однако Крест показался им настолько тяжелым, что Его не могли сдвинуть с места силами нескольких крепких мужчин. До сего дня такая работа была под силу двоим хрупким монахиням. Но богоборцы не сдались. Они решили разбить Распятие на части. Но древо Креста не поддавалось ни топору, ни пилам, как будто святыня была высечена из камня, а не сделана из дерева. Одному из богоборцев удалось только отрубить палец на ноге распятого Спасителя. На пол упал маленький кусочек дерева, и активист восторжествовал. Но радость его была преждевременной: вскоре он поранил тот самый палец, который отрубил на ноге Иисуса, и умер от заражения крови. Но время безбожников наконец закончилось, и тогда храм со стоящим в нем Животворящим Крестом снова ожил. К нему вновь потянулись паломники, и сила Его была столь велика, что каждый человек, добравшийся до святыни, получал исцеление практически от любой болезни. Недавно чудотворное Распятие попало в руки работников Русского государственного музея. В результате исследований ученые выяснили, что Животворящий Крест был сделан византийскими мастерами из двух кусков древесины неизвестной породы. Но это еще не все: изваяние Христа на нем сильно напоминает отпечаток лица, оставленный Господом на Туринской плащанице. В настоящее время Креста, подобного описанному, в России больше нет. Завершить наш рассказ о чудотворном Распятии можно словами святителя Иоанна Златоуста: «Ныне радость на небе и на земле, ибо светоносный и Животворящий Крест Христов является миру, демоны бегут от него, недуги исцеляются им, мрачная тьма прогоняется и все концы земли просвещаются».
Нательные кресты В процессе таинства крещения священник торжественно надевает на крещаемого крест, который полагается носить постоянно. С нательным, или, выражаясь старинным языком, тельным, крестом положено и хоронить. Когда христианство на Руси было еще животрепещущей новостью, нательные кресты люди носили поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее ценным считался крест с вложенной в него частицей мощей какого-нибудь святого. Он являлся семейной святыней, и его передавали по наследству. Историческую ценность представляют собой и самые известные нательные кресты. Так, нательные кресты преподобного Сергия Радонежского, протопопа Аввакума, преподобного Ефимия Суздальского и подобных им личностей являются церковным достоянием. Среди нательных крестов есть и чудотворные, например литой медный крест-энколпион XII века с изображением Купятицкой иконы Божией Матери. В старину нательными крестами принято было обмениваться. После этого несложного обряда люди становились «крестовыми побратимами». На кресте могли поклясться в дружбе или верности. А в основания новых построек, в том числе и не имеющих отношения к религии, тоже закладывали крест. Особенно почитали люди кресты, отлитые из старых колоколов. Наиболее древние из них историки датируют X–XII столетиями. Такие кресты археологи находят на территории Киева, Херсонеса и некоторых других городов бывшей Древней Руси. У этих крестов всего четыре конца, и изготовлены они из камня, янтаря, дерева, кости или стекла. На большей части домонгольских крестов-энколпионов имеется изображение Божией Матери и надпись: «Святая Богородице, помогай», а на обратной стороне – икона святителя Николая Чудотворца. С глубокой древности люди старались украсить свои нательные крестики. Часть изделий того времени имела форму квадрата, круга или ромбовидного средокрестия. Концы крестов также оформлялись по-разному. В одном случае их делали ажурными, в другом – клиновидными, в третьем – трехлопастными и т. д. Были кресты и с большим количеством концов (от 4 до 12), а также с заключенными в круг или перекрещенными концами. Восьмиконечные кресты с тростью и копьем в окружении трав и цветов или ажурные было принято называть «процветшими». Это название закрепилось за ними потому, что ветхозаветный Крест был символом Древа жизни. И только во II столетии от рождества Христова святой Иустин трактовал Крест как символ Самого Спасителя. Несколько позже, в VIII веке, святой Иоанн Дамаскин связал два образа, написав о том, что росшее в раю Древо жизни было прообразом Креста Господня, потому как древом смерть пришла к людям и древом же нам даровано спасение. В XVII–XVIII столетиях самыми красивыми считались крестики, которые изготавливали в Сольвычегодске и Великом Устюге. Они были расписаны разноцветными эмалями по растительным или полностью цветочным узорам. Лучи, отходящие от средокрестий, украшали перламутром или речным жемчугом. Однако наряду с богато украшенными крестами широкое распространение получили металлические кресты – медные, золотые и серебряные. На них старообрядцы часто помещали тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» или молитву Кресту. В XVI веке в России вошли в моду крестики с фигурками ангелов. Однако особой популярностью в народе пользовались крестики с ликом мученика Никиты, «победителя диавола и смущения бесам». Еще через сто лет на православных крестах появились орудия Христовых страданий – гвозди, копье, мешочек с монетами, плеть и т. д. К началу прошлого века нательные крестики и образки стало модно носить не на цепочке, а на бархатном шнурке. Кресты отливали из меди, при этом женские отличались от мужских только формой концов. В наши дни такие и похожие на них кресты носят только старообрядцы. Форма и декор нательных крестиков менялись вместе с модой на определенные стили искусства. Новые веяния не коснулись только старообрядческих крестов, которые остаются неизменными по сей день. Так, к концу XIX столетия более строгой стала форма процветшего креста благодаря вошедшему в моду классицизму. Однако вскоре снова возрос интерес к древним искусствам, после чего в России появились изделия, очень напоминающие крестики-корсунчики. Несмотря на то что во все времена люди старались украсить нательные кресты, последние так и не стали ювелирными украшениями. Они по сей день остаются не чем иным, как символом православной веры. Конечно, история нательного креста очень богата и насыщена, а традиции его изготовления уходят в глубь веков. Однако во все времена самым популярным считали восьмиконечный крест-распятие, в точности воспроизводящий форму Креста Господня. «Кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой…» (Марк. 8:34). Здесь под словом «крест» подразумевается не тяжкое бремя, возложенное на нас Господом Богом, а только собственная жизнь, сквозь которую нужно пронести веру в Бога, надежду на райское блаженство и любовь к Богу и ближнему. Крест в данном случае является только олицетворением покорности праведному Божиему суду. Именно поэтому при таинстве крещения на человека надевают крест. Он, как и крестное знамение, должен помочь верующему укротить страсти и укрепить дух для борьбы с немощью и невзгодами, а также защитить его от любых житейских невзгод. В наши дни многие люди считают нательный крестик оберегом или амулетом. Но это не совсем так. В первую очередь это знак сопричастности Иисусу Христу.
Распятие католическое и православное Основное отличие православного распятия от католического состоит в том, что католики изображают крестные страдания Спасителя очень реалистично. Лику Христа придается страдальческое выражение, Его тело словно провисает под незримой тяжестью, на Его челе терновый венок, а ноги скрещены и прибиты к подножию Креста одним гвоздем. Православная церковь считает более важным духовный смысл Страстей Христовых и Его вольной жертвы искупления. На православном кресте Иисус раскрывает руки словно для объятий, в которые Он готов заключить все человечество. Его лик спокоен и умиротворен, а фигура величава, как сам Божественный покой. Таким образом, Тело Учителя не висит на кресте, а покоится на нем: Господь даже после Своей телесной смерти остается жив. То есть православное распятие более полно и точно передает догматический смысл Христовых Страстей. Если вы – православный христианин, то вам не стоит надевать католическое распятие. Если же оно случайно попало в ваши руки, храните его в красном углу под иконами, а лучше отдайте католику.