Тема: Праздник Ивана Купалы. История. Обычаи. Приметы. Пт Окт 24, 2014 10:45 pm
В ночь с 6-го на 7 июля все неравнодушные к этому празднику люди собираются вместе. Что-же это за праздник, что заставляет людей до сих пор прыгать по ночам через костры и бродить по лесам в поисках цветка папоротника?! Примерно, начиная с нового года (зимних святок) и до самого праздника Купалы солнце находиться в стадии восхождения и именно в купальские дни оно доходит до своего апогея и словно бы остановившись, достигнув совершенства, останавливается на небосклоне – это называется солнцестояние или солнцеворот, после которого солнце неизменно катиться вниз, теряя свою божественную силу, природа, как бы предчуствуя угасание, спешит пожить полной жизнью, насытиться всласть – солнце палит нещадно, поэтому язычники праздновали его особенно живописно и называли его Купалье, дохристианская суть и обычаи которого остались практически нетронуты.
Само слово Купала происходит, как от слова купаться, о чём мы поговорим ниже, так и от имени языческого бога Купалы – что являлся плодотворящим божеством лета, бог земного плодородия, кому как не ему принадлежит этот праздник. Сам праздник сопровождался разжиганием костров и массовым купанием в воде, так как водоемы в день перед купальской ночью считалась целебными, стоит сказать о традиции купания ещё кое-что: хотя купание в этот день считалось чуть ли не обязательным, существовало поверье, что этот день к тому же является днём именин самого водяного, который терпеть не может когда в его чертоги лезут люди и может жестоко отомстить. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Итак, с чего же начинался праздник Купалы. Накануне, перед праздником, женщины изготовляли соломенную фигуру бога Купалы, остовом которой служила берёза, фигуру украшали цветами и венками, ставили её на каком-нибудь высоком месте, в сам канун праздника вокруг неё водили хороводы и оставляли приношения – сладости, после праздника её сжигали или бросали в реку. Готовили место для купальского костра – обычно на берегах рек или озёр. В землю зарывали столб или шест, на вершине которого уже закрепленное горизонтально колесо от повозки. Снизу складывали ветки, однако стоит упомянуть, что в костёр каждый пришедший старался положить какую-либо старую вещь, принесенную из дома – этот обычай связан с поклонением предкам (чурам). Также рано утром выходили в поле – собирали росу с травы и умывались ею, что-бы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было угрей и прыщей. В день Ивана Купалы существовал обряд, также связанный с водой – обливание водой всякого встречного, хотя это скорее не обряд, а народная забава. Перед самой ночью девушки и женщины ходили в поля и луга собирать целебные травы, так как считалось, что в этот день они обретают колдовские свойства и, сорванные в этот день, сохраняли своё волшебство целый год, собирали васильки, молочай, купалинку, папоротник и т.д. В саму Купальскую ночь люди отправляются в лес что бы там также собирать лекарственные цветы и коренья – полынь, лопань – эти травы считаются чудодейственными когда они сорваны на купальской заре, пока на них не обсохла трава. Плакун-трава, например, имеет силу прогонять злых духов, а если положить листья земляники в карман можно смело идти занимать денег или просить об услуге – отказа не будет, искали по заводям и белую кувшинку, которая была оберегом в пути или цветы иван-да-марьи: если воткнуть эти цветы в угол дома – подкравшийся вор услышит как они шепчутся и подумает что это хозяева.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]В наше время, конечно, уже нет этого обычая – разжигать “живой” костёр, то есть трением дерева о дерево, но в давние времена купальские костры разжигали именно таким способом. Разведя огонь, костры обычно старались сделать высокими, подкидывали в него дубовые дрова – символ Перуна, парни и девушки плели венки, бросали в костры различные травы, устраивали хороводы в честь солнца, пели особые купальские песни и, взявшись за руки, прыгали через костёр. Этот обычай заслуживает особого рассмотрения. Прыгающие через костёр тем самым делали обряд очищения, вбирали в себя силу огня, что бы защититься от болезней, зол и сглаза, к тому же этот обряд имел и черты гадания: по удачному или неудачному прыжку предсказывали счастье или беду, пара любящих друг друга парень и девушка должны были перепрыгнуть костёр и опуститься на землю не расцепив рук, иначе им предрекали скорый разрыв. В некоторых местах через этот огонь прогоняли даже скотину для защиты её от болезней. На Купалу существовала масса поверий и гаданий, перечислять все которые наверное займёт целую книгу. Остановимся лишь на некоторых: существовало такое поверье, что если на Иванов день перелезть через 12 огородов – исполнится самое заветное желание. После бани девушки кидали веник через себя в реку, считалось – если веник потонет человек, что его кинул, в этот год умрёт, также гадали о будущем – куда комлем упадёт веник туда и замуж пойдёт. От купальского костра забирали домой угли – это защищало от удара молнии. На Купалу также есть приметы: сильная роса – к урожаю огурцов; беззвёздная ночь – будет много грибов; если будет гроза – в этом году уродиться мало орехов. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]На Ивана Купалу оживлялась и враждебна я человеку злая сила, нечисть, колдуны, ведьмы, черти и бесы, именно в этот день, как считается, они слетаются на лысую гору под Киевом. В этот день не выпускают скотину пастись в поле, так как считается – нечистая сила может заездить их. Ну, и конечно же, самая красивая легенда Купальской ночи – это легенда о цветке папоротника. Считается, что нашедший цветок папоротника приобретает власть над всем: ему открывается язык животных, он может узнать где скрыты клады, всякие двери будут растворяться перед ним, как перед хозяином, он может завоевать любовь той кто ему нравиться и даже стать невидимкой, вообщем для него не будет ничего невозможного. Однако найти цветок папоротника это ещё не всё, что требуется от человека, нужно очертить круг вокруг этого цветка, встать в него и произнести особое заклинание, его будут окружать привидения и малейшая трусость может стоить человеку жизни. Во всём этом видится огромное значение, которое придаётся природе и её чудодейственной силе. Всю купальскую ночь люди водят хороводы, поют купальские песни, играют в игры и гадают, ворожат, в честь солнца спускают с гор и холмов подожженные колёса, возле костров угощаются праздничными блюдами. По окончании игр около огня, люди идут к воде и пускают по течению веночки, которые сами сплели, часто в венок вплетают и зажигают свечку, здесь тоже существует масса гаданий и примет, одна из которых заключается в том, что если два венка сцепились в воде оба хозяина этих венков, либо станут навечно друзьями, либо мужем и женой. Утро заканчивало купальский праздник восходом солнца. Участники праздника собирались у реки и наблюдали за игрой солнца. В это день оно как будто пляшет над горизонтом, переливается разными цветами. Имя Иван прибавилось к Купала уже в христианскую эпоху. Эта замена произошла от совпадения праздника Купалы и праздника посвященного Иоанну Крестителю, также слово Купала как нельзя кстати подошло к Ивану, так как Иван крестил именно купанием, погружением в реку.