На тех частях кладбищ , где захоранивают староверов(старообрядцев), мы встретим только белые кресты с отсутствием имен, дат рождения и смерти. на каждой такой могиле, согласно их верованиям лежит камень, иногда весомый, а порой чуть больше кулака.
Похоронно-обрядовая причеть старообрядцев забайкалья конца xx в.- Т. И. Матвеева "запрещено было устанавливать оградки на могилах: «это щас же ограду делают, тумбы. а раньше только один крест ставили. больше ничего, йот он должен на страшный суд с гроба вылезти, гроб забрать и крест. а теперь как он поташшит? оградка вон какая жалезная» (с.а. варфоломеев, 1930 г.р., с. никольское). если оградки все же ставились, то калитку до сорока дней оставляли открытой, чтобы душа могла свободно перемещаться. необходимо отметить \\ другую, оберегающую, роль оградки. считалось, что если в доме в течение сорока дней произошло несколько смертей, то на оградку вешался замок, и покойник уже не мог забрать с собой близких. замок также вешался на оградки грешников и людей, при жизни, по мнению сельчан, занимавшихся колдовством.
на старых кладбищах семейских сохранились могилы с надгробными камнями . по словам е.с. павлуцкой из с. шаралдай мухоршибирского района, раньше в дом, где находился покойник, заносили камень и ставили его под иконостас. после сорока дней камень вывозили на кладбище и устанавливали на могиле покойника. душа, по поверию, «спасалась» в этом камне. в с. куготы этого же района нам объясняли, что это для того, чтобы умершему на том свете легче было нести камень. первоначальный смысл установки надгробных камней со временем претерпел изменения, но действия остались неизменными. наряду с камнем на старых могилах семейских встречаются колодки — часть дерева, использованная при изготовлении домовины, голубцы — двускатные домики (см. цв. вкл.). со временем на могилах стали устанавливать кресты"
в связи с этими традициями, колдовство, которое как известно, всгда щелку найдет, стало использовать такие камни в порчельной работе. сии отчитанные камни пользовались успехом для сотворение водочной опойки на пьянство и на смерть. брались сии камни с могил и подкладывались под постель жертве для покражи души и смерти. 7 камней с могил использовались на извод рода и хозяйства. подброшенные на участок они приводили двор и хозяйство к полной разрухе, а род весь сходил на нет друг за другом. если камни брались с женских могил, то безвременно уходили все женщины, если с мужских -то мужчины, в возрасте 30-35 лет , в следующем поколении в юношестве, подростковом возрасте и во младенчестве. камень положенный между вольтами навек разбивал семьи, так же делались порчи на вдовство. [img][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][/img]