Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим — переходящий двунадесятый Господний праздник. Отмечается всегда в шестую неделю Великого поста, в последнее воскресенье, предшествующее Пасхе (Вербное воскресенье).
Это торжество по сравнению с другими подобными по благовеличию переходящими двунадесятыми Господними праздниками не имеет дней предпразднств и попразднств, и ограничено лишь одним днем, обусловленным строгим постом. Во-первых, он проходит в преддверии святой Пасхи, во-вторых — Страстной седмицы. Включая Лазареву субботу, Вход Господень во Иерусалим является подготовительным этапом к самой Страстной неделе.
Об истории празднества Вход Господень в Иерусалим
Праздник Господнего входа в Иерусалим христиане отмечают в честь достаточно важного эпизода из жизни Христа, который случился в последнее время его пребывания на земле. Евангелие рассказывает, как Иисус шел со своими апостолами в Иерусалим из Вифинии, в которой был воскрешен Лазарь, поскольку желал там отметить Пасху. И сидя на ослице, Иисус въехал в иерусалимский город, а городские жители, наслышанные о произошедших чудесах, его ликующе встречали. Как еще рассказывается в Евангелии, люди избавлялись от верхних одежд и кидали их под ноги проезжающему Спасителю. Также его дорога устилалась ветками пальм, и повсюду звучали возгласы «Осанна! Сыну Давида!». Такое обращение было аналогично обращению к царским особам. Ликовали же они так вследствие чуда, совершенного Христом накануне — ведь он воскресил Лазаря и доказал собственную божественность.
Суббота, которая идет перед Вербным воскресением, это также праздничный день и она именуется Лазаревой. Согласно церковным преданиям именно тогда был воскрешен Лазарь и именно в данный день начинают готовиться к будущему празднику, связанному с Вербным воскресением.
Торжество это отмечаемо христианами с третьего века, а на Руси оно появилось в десятом столетии. Торжественное отмечание данного праздника было в шестнадцатых-семнадцатых столетиях в столице. Прежде чем начать Литургию проводился крестный ход, шедший сквозь Спасские ворота непосредственно из главного храма России — Успенского собора. Шествие направлялось к церкви Покрова (Храму Василия Блаженного), так как люди хотели помолиться на помосте Лобного места. Вместе с разнообразными иконами они несли древо, которое было обвешано плодами и украшено цветами. Патриарх восседал на осле, а вел этого осла ни кто иной, как царь. И когда процессия подходила к Успенскому собору, украшенное дерево отдавали народу, чтобы те могли насладиться его плодами. Но уже в конце семнадцатого века о данном обычае забыли.
Как празднуется? В честь Вербного воскресенья служение обычно начинают загодя и проводят всенощное бдение в честь праздника. Накануне освящают вербы (символизирующие жизненное утверждение над смертью посредством Христова воскресения). Затем священники:
рассказывают Евангелие, читают молитвы, брызгают святой водой на вербные ветки. И в двунадесятый Господний праздник, когда пройдет Литургия, опять совершают окропление веточек вербы. Священник умащает молящихся христиан елеем (маслом) и дает им освященную вербу. Верующие берут по веточке, зажигают церковные свечки и слушают, как священнослужитель читает каноны. Так они уподобляются иудейским жителям, встречающим Господа, когда тот входил в Иерусалим. Отсветы от свечей являются символами величия и светлости такого праздника, как Воскресение, и их свет символизирует то бессмертие, которое человек получает от Бога.
Когда люди приносили вербные ветки домой, они ставили их рядом с иконой и старались сохранять на протяжении всего года, пока не наступит следующее вербное Воскресение. Непосредственно в праздник священники проводят Литургию, посвященную Иоанну Златоусту. Тексты, ними читаемые, затрагивают события того торжественного въезда Христа в Иерусалим, который он совершил перед своими крестными страданиями.
Священники облачаются в специальную зеленую одежду, поскольку зеленый цвет считается символом жизненного возрождения, а еще касается непосредственного воспоминания о той зелени ветвей, используемых иерусалимскими жителями для приветствия Иисуса.
В такой праздник верующие люди, которые блюли пост на сорок дней, могли покушать рыбу или даже выпить вино.
Страстная неделя начиналась после Вербного воскресенья. Она еще звалась Великой седмицей и считалась последней неделей во время Великого поста, который предшествовал Пасхе. На протяжении воскресного вечера люди вспоминают также тайную вечерю, то, как Иисуса предали суду, как он страдал и был распят, а впоследствии — погребен.