До Рождества Христова это праздник имел совершенно иное значение: на пятидесятый день после Пасхи иудеи вышли из Египта, а в тот самый момент на Синайской горе Моисей получил десять заповедей от Бога. С тех пор иудеи отмечают Пятидесятницу в память об этом важном событии.
Абсолютно иное значение этот праздник имеет для христиан: так же, на пятидесятый день после Пасхи христианские апостолы находились в доме на горе Сион в Иерусалиме, и принимали участие в тайной вечере.
Апостолы зашли с Богоматерью в дом и вдруг послышался шум, как от сильного ветра. Вслед за шумом посреди дома образовались языки пламени и, разделившись, они стали за каждым из апостолов. Именно в этот момент апостолы чувствовали присутствие Святого Духа. После этого необычного явления апостолы обрели дар говорить на разных языках и стали проповедовать учение Христа повсюду. Во всем этом, по словам богослужителей, участвовала Святая Троица: Бог Отец – от него исходил Святой Дух, который был послан Богом-Сыном. Апостолы одержали Святой Дух, и он помог им удержаться под пытками, перед ликом смерти и в теологических дискуссиях. Началом христианской церкви принято считать именно пришествие Святого Духа.
Традиции и обычаи празднования
У славянских народов праздник Святой Троицы тесно связан с проводами весны и встречей лета. Раньше на седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы отмечали Семик. Тогда всю неделю до Троицы называли семицкой или троицкой. Символом этой недели является молодая береза. Принято считать, что молодое дерево благоприятно сказывается на здоровье людей и животных, приноси в дом благополучие и, к тому же, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли растение, помогает вырастить урожай.
На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри. В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей, которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу: ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем.
В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов.
После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу. Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют – повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.