Тема: Лекция 3. Барды – певцы и сказители кельтов Пт Фев 10, 2017 12:38 am
Я бард, которого лихие мореходы призвали прорицание изречь. Да не узнает отдыха копье, свершающее месть за наши раны. Я предрекаю нам победу. А в заключение песни я скажу: да сбудется пророчество благое!»
- Всем доброго времени суток! – Ари-Ювер поздоровалась с учениками, после того, как прозвенел школьный колокол и ученики заняли свои места. - Кто мне скажет, как называют людей, которые сочиняют песни и сами их исполняют? - Барды? – чей-то не очень уверенный голос прозвучал с задних рядов. - Верно. А кто помнит, что одну из групп касты жрецов кельтов тоже называли бардами? Те, кто был на прошлой лекции подняли руки - Замечательно)) Одно и то же название не случайно. Более того, современное название авторов и исполнителей собственных песен позаимствовано у кельтов. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Известно, что в процессе обучения друиды должны были выучить все основы искусства бардов – а именно, уметь слагать и исполнять стихи и песни. Поэтому, прежде чем начать изучать друидов и их мировоззрение, мы рассмотрим основы учения бардов и филидов. Слово «бард» происходит от кельтского bardos, которое имеет свои корни еще в более древнем слове gwerh, означающем «провозглашать» или «петь». Что, в принципе, барды и делали. В XV веке слово «бард» начало употребляться в значении «бродячий музыкант». Основной деятельностью бардов было воспевать подвиги и деяния сильных мира сего, за что их щедро награждали. Вождям и знатным людям были приятны хвалебные песни, а так же сатира на врагов. Поэтому на пиру барды получали лучшие угощения, а в военных походах вожди делились с ними трофеями. Следовательно, бардам было выгодно присутствовать при каком-нибудь знатном человеке, а не скитаться, как более поздние их коллеги. Барды, как и все жрецы, имели ряд привилегий, которые позволяли им всегда рассчитывать на радушный прием в любом доме, и никто не мог их обидеть безнаказанно. Если кто-то посмеет обидеть барда, то последний был вправе сочинить сатирическую поэму и спеть ее прилюдно. Такой позор навсегда перечеркивал репутацию человека и его потомков, поэтому рисковать никто не хотел. За оскорбление барда могли даже свергнуть правителя. Так, например, за оскорбление барда Кэйрбра был свергнут с престола Брес… Хм… богов Туата Де Даннан мы будем изучать несколько позже, но я расскажу вам эту историю. Когда племя богини Дану (Туата Де Даннан, Туаты) появилось в Ирландии, оно вступило в борьбу с тамошними богами – Фоморами. Во время битвы бог Нуаду, который правил Туатами в тот момент, потерял руку. По закону калека не мог быть правителем. Поэтому правителем выбрали Бреса, у которого мать была из Туатов, а отец из Фоморов. Но Брес оказался таким тираном, что боги начали роптать и искать повод, чтобы свергнуть Бреса. Таким поводом стало оскорбление Бресом барда Кэйрбра, сына Огмы (одного из богов Туата Де Даннан). А дело было так: Кэйрбр был бардом Туата Де Даннан и однажды он отправился во дворец Бреса. Как и любой бард, он рассчитывал на почести, хорошую еду и место за столом рядом с королем. Но вместо этого, Брес предоставил Кэйрбру тесную комнату без очага и постели, а в качестве еды – маленький засохший кусок хлеба. На утро Кэйрбр покинул двор короля и вместо хвалебной песни, как это полагалось, сочинил первое в истории Ирландии сатирическое стихотворение: «Ни мяса на тарелках, Ни молока в кувшинах; Ни крова для бездомных, Ни золота для бардов: Пусть Брес подавится щедротами своими!» Это был несмываемый позор для короля. Поэтому боги Туата Де Даннан получили возможность потребовать у Бреса освободить трон и возвратить его Нуаде, который к тому времени вылечил свою руку. Существует мнение (Н.С. Широкова), что барды Ирландии, являясь нижней ступенью в иерархии жрецов, находились в подчинении у филидов и составляли их свиту. Поэтому на всех пирах и торжествах, барды находились в «тени» филидов, и почестей, соответственно, им оказывалось меньше. Кроме того, отмечается, что у бардов не было внутренней иерархии, а статус барда зависел от его социального ранга. На более позднем этапе развития институт бардов стал профессиональным и наследственным. Барды не только сочиняли и исполняли хвалебные песни в честь своих покровителей и сатиру на их врагов, но еще и вели летописи. Они должны были знать историю и традиции кланов и страны в целом, но не имели права сочинять предания о старине. Последнее находилось в ведении филидов, так же как и пророческие песни. Поэтому, если вы где-то встречаете фразу «бард произнес пророчество», то, скорее всего, либо это ошибка автора, либо ошибка переводчика, либо текст позднего времени, когда институт бардов и филидов слился в один. Хвалебные песни – это то, чем жили барды, ведь именно за них они получали свое вознаграждение. Но истинный бард мог исполнить и те песни, которые назывались « песнями тремя благородных состояний»: песня, способная вызвать смех; песня, способная вызвать слезы; и песня, способная вызвать сон. Поэтому считается, что барды владели собственной магией – магией слова, звука и образа. На протяжении всей своей жизни барды изучали звуки и ритмы природы, чувствуя музыку, которая «растворена» в окружающем мире, чтобы передавать эту музыку другим людям. Бард за время начального обучения до получения права называться бардом, должен был выучить наизусть 20 тысяч стихов священной поэзии. Раздался сдавленный смешок Поверьте, это не так много) Память у всех представителей касты жрецов была просто отменная. Не даром же они считались хранителями истории всего народа и каждого клана в отдельности.
Барды исполняли свои песни под аккомпанемент специального музыкального инструмента. Как ни странно, но единого мнения о том, что это был за инструмент, нет. С одной стороны, инструментом бардов называется особая кельтская арфа, струны которой были сделаны из человеческих волос. Она была небольшой, с изящно изогнутой рамой и станом. Играли на ней, в отличии от оркестровой, ногтями, а не кончиками пальцев. Согласно легендам, у кельтского бога Дагды была Золотая Арфа, с помощью которой он вызывал смену времен года. На этой арфе Дагда мог исполнить три священные мелодии – мелодию грусти и умиления, мелодию, вызывающую сон, и мелодию радости и возвращения весны. Т.е. все те мелодии, которые должны были исполнять барды.
Другим инструментом бардов называют кроту (или «рота» - англ. crowd, уэльское crwth)- это старинный смычковый инструмент, который был распространен у кельтов и их потомков вплоть до 18 века. А первые упоминания относятся к 6-7 векам. Длина инструмента составляла 550-575 мм, а ширина 260-275мм. Держали инструмент, как правило, с упором на левое колено, но иногда и с упором на плечо. Первые кроты имели до 17 струн, но позднее число струн уменьшилось до трех. Для извлечения звуков изначально использовался плектор, который позднее заменили на смычок. С давних времен в Уэльсе ежегодно проводился праздник Эйстеддфод – своеобразное музыкально-поэтическое соревнование бардов. Этот праздник существует до сих пор и проводится так же раз в год попеременно то в северной части Уэльса, то в южной. Одно из правил праздника – говорить можно только на валлийском языке... В Аргемоне, кстати, тоже иногда проводятся конкурсы, подобные конкурсам Эйстеддфода, в которых могут принять участие все жители нашего Магического мира) На этом сегодня лекцию закончим.