Тема: Лекция 13. Представители Иного Мира Пт Фев 10, 2017 12:30 am
Проиграв битву за земли Ирландии людям Милля, племя богини Дану (большей частью) удалилось в холмы-сиды – один из «уровней» Иного Мира. До прихода христианства жители сидов достаточно активно вмешивались в жизнь людей, что можно наблюдать во многих ирландских и валлийских сагах. В основном, конечно же, Туаты оказывали влияние на королей и героев, ведь так проще защищать свои интересы. Все это время люди продолжали относиться к жителям сидов с уважением, приносили жертвы в определенные дни, не нарушая договора, заключенного между Туатами и людьми Милля. Если рассматривать саги, которые описывают времена до прихода христианства, то в них жители Иного Мира обладают красотой и богатством, властью и магией… С приходом христианства все изменилось. Не сразу, конечно. Чтобы новая религия прижилась, должно смениться несколько поколений. Ну и, конечно же, не обошлось без того, чтобы «перевести» бывших богов в разряд нечистой силы – в нашем случае в разряд различных фейри. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Надеюсь, вы помните, что бог Луг почитался как покровитель всех ремесел? Так вот, он постепенно «превратился» в фейри, который был мастером всех ремесел и звался Луг Хромэйн. Далее имя сократили до «Лепрекон» (или «Лепрехун»), а из ремесел оставили только ремесло башмачника. Хотя считается, что лепреконы либо носят с собой мешочки с золотом, либо это золото стерегут. Внешний вид лепрекона – маленький человечек… Вот и превратился великий солнечный бог в маленького человечка, который только и занимается, что чинит один и тот же башмак и прячет золото от людей. Так произошло со многими богами Туата де Даннан – например, фея Моргана, известная по произведениям про короля Артура, так же была богиней Туатов. Богиню Медб тоже отнесли к числу фейри. Можно найти и другие примеры. Чаще всего можно встретить подобное изменение статуса не у конкретного бога, а полностью у всего народа сидов, либо его части. Рассмотрим несколько примеров. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Наверное, многие из вас слышали о таких представителях иного мира, как баньши. Ирландское написание - bean sídhe, где bean – женщина, а sídhe – сид. Женщины сидов… изначально богини Туата де Даннан. В кого же превратились прекрасные богини? В баньши! В фейри с достаточно жутковатым видом – длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза… Считается, что своим душераздирающим воплем баньши предвещают смерть одному из членов семьи человека, который этот вопль услышит. Причем слышать крик баньши могут только люди из древних родов кельтов. Вопль баньши, называемый «киэнинг» («кининг»), воспринимается как смесь крика диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Согласитесь, жутковато такое услышать… особенно ночью. Иногда баньши предстает в облике уродливой старухи со спутанными черными волосами, одной единственной ноздрей и выпирающими передними зубами. А иногда и бледнокожей красавицей в сером плаще или в саване. Могут появиться и в образе рано умершей невинной девы из числа членов рода. Встреча с баньши предвещает скорую смерть тому, кто ее встретил. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Жители полуострова Бретань хранят предания о том, что возле родников и источников можно повстречать фейри, называемые «Корриганы». Рядом с волшебными родниками часто можно обнаружить дольмены, которые являются входом в Иной Мир. Считается, что корриганы живут под землей, а на поверхность поднимаются ночью. Именно ночью они имеют прекрасный облик и голос. И если смертному мужчине «посчастливится» услышать пение корриган, то либо он женится на одной из них в течение трех дней, либо умрет. В полнолуние, когда вода в роднике приобретает целительные свойства, корриганы садятся на камни возле реки и начинают расчесывать золотыми гребнями свои длинные волосы. Причесавшись, они купаются и поют. Каждую весну корриганы отмечают праздник, на котором они по очереди пьют из хрустального кубка, приобщаясь к тайнам поэзии и земной мудрости. Скорее всего, этим праздником является Бельтайн, который отмечается 1 мая и знаменует приход весны и начало светлой половины года. Корриганы, которые ночью кажутся прекрасными девами, в светлое время суток становятся похожими на старух – волосы тускнеют, глаза наливаются кровью, а кожа высыхает. Кроме того, корриганы могут менять обличье, становясь пауками, угрями или змеями. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Встреча с корриганами или баньши не сулит ничего хорошего, но на прямые пакости людям они не идут. Иначе ведут себя жители холмов (опять же – жители сидов) из преданий острова Мэн. Холмовики в фольклоре острова Мэн являются чуть ли не самыми злобными фейри из всех. Живут они в пещерах или внутри холмов, пасут домашних животных, которые почему-то голубого цвета. Эти фейри великолепные кузнецы и отличные толкователи рун (руны на о.Мэн появились во времена завоевания Ирландии и Англии германскими племенами). Как и другие фейри, холмовики боятся солнечного света и появляются лишь ночью. Их не очень хорошие отношение к людям отражается в том, что они похищают женщин и детей, поджигают амбары и творят другие пакости. Но даже с холмовиками можно договориться и жить в мире, если относиться к ним уважительно. Существует много сказок и легенд, где рассказывается, как различные фейри помогали тем, кто к ним хорошо относился. Но, если этих фейри чем-то оскорбить, то они начинали мстить обидчику, как бы хорошо к нему до этого не относились. Иногда фейри могут просто обидеться и уйти. Причем обидеться на такую, вроде бы, безобидную вещь, как новая одежда. Помните, как в одной из книг о Гарри Поттере говорилось, что домовых эльфов можно освободить, если подарить им какую либо вещь из одежды? Так Добби был освобожден, когда Малфой-старший «подарил» ему носок. Ну и что, что случайно, но зависимость эльфа от хозяина исчезла. Но Добби был подневольный эльф и обязан был служить своим хозяевам. Для него обычный носок – освобождающий подарок. Со свободными фейри дело обстоит иначе – для них новая одежда – это повод обидеться и уйти. Примером этого может служить такая легенда: «Некий лорд решил построить замок. Материалы сложили на песке, а среди них - громадный кусок белого мрамора, который было не под силу поднять никому. Финодири (один из видов фейри) за одну ночь перетащил его на нужное место. Лорд оставил для него новый наряд. Увидев одежду, финодири воскликнул: «Шапка на голову - бедная голова! Куртка на плечи - бедные плечи! Штаны на ноги - бедные ноги! Это все твое, но тебе здесь не место!» Потом жалобно заскулил и пропал» Вот так когда-то светлые боги Туатха де Даннан «превратились» в фейри, которые, по сути, являются ночными существами. Слово «превратились» стоит в кавычках не зря. Ведь боги не сами по себе превращались. Вряд ли великий Луг захотел бы стать каким-то маленьким человечком. Нет. Такое «превращение» проходило в сознании людей. Но не само по себе, а под влиянием внешних факторов – христианство, завоевание различными племенами и смешение различных представлений о мире, смена поколений. На этой грустной ноте я закончу лекцию.