Тема: Лекция 18. Священные места - Рощи Пт Фев 10, 2017 12:26 am
Царил закат на небосклоне, Осенний лист летел к ногам… В священной роще – неметоне Друиды кланялись богам. Их речью правила не догма, Здесь голос истины звучал. Не зря в свой час великий Огма Деревьям буквы посвящал. Вдали смеркалось постепенно, Лишь ветер повторял, шурша: «Любое дерево – священно! В любом – бессмертная душа…»
Эльдар Ахадов, «Неметон»
Послушав внимательно школьный колокол и топот забегающих в кабинет учеников, Ари-Ювер начала лекцию. - Доброго вам времени суток! Вижу, что желающие посещать Магию Друидов еще остались)) Сегодня мы продолжим знакомиться со священными местами древних кельтов и на этот раз отправимся в Рощи. «Любое дерево – священно!» говорится в стихотворении. И это действительно было так для древних кельтов и их жрецов. Отдельно священные деревья мы рассмотрим на следующем уроке, а сейчас уделим внимание рощам. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Помните, как люди относились к лесу? Они чаще всего боялись его. И ведь не зря боялись) В те давние времена лес был большой и густой. И мало ли какие враждебные силы могли там обитать. Да и сейчас обитают – к примеру, в Запретном лесу возле Хогвартса кого только нет – помнится, мне пришлось от жмыря (вы такого не проходили) убегать. Для кельтов леса были священны – как естественные, так и выращенные человеком. Деревья и рощи в целом были для них связующим звеном между миром людей и Иным Миром. Люди наблюдали за деревьями, наблюдали за опадением листвы осенью и появлением молодых почек весной. И на этих наблюдениях строилось все мировоззрение, появлялась идея вечного возрождения и обновления. Римские авторы писали, что в лесах и рощах живут и передают свое знание друиды. Высшая каста жрецов была опасной и влиятельной силой, поэтому римляне, при захвате кельтских земель, в первую очередь уничтожали священные рощи, тем самым уменьшая магическую силу своих врагов… Ари-Ювер задумалась, сколько же деревьев было уничтожено… а еще кельтов называют варварами… Священные рощи носили название «неметон», которое означало «храм» или «святилище». Считается, что слово «неметон» происходит от латинского «немус», означающего лесок с полянкой в нем или же саму полянку. Хотя, на мой взгляд, происхождение у «неметона» несколько другое. На староирландском языке «немед» означало святилище, а «фиднемед» - лесное святилище или священная роща. Есть еще один вариант происхождения названия, которое, на мой взгляд, больше соответствует истине. В слове «неметон» есть корень «nem», родственный бретонскому «nemu», что переводится как «небеса» или «Другой (Иной) мир». Если вспомнить, что кельты преклонялись перед священными рощами, считая их входом в Иной мир (и даже рассматривали их как «кусок неба на земле»), то такое происхождение названия наиболее вероятно. Известно название нескольких священных рощ друидов («неметонов»). Например: Друнеметон – священная дубовая роща, где собирались друиды галатов Малой Азии; Вернеметон (Vernemeton)– «Зеленое святилище», располагавшееся между Линкольном и Лейстером в Британии; Медионеметон (Midionemeton) – на юге Шотландии; Неметодурум (современный Нантер) и Неметобриг – в Испании; Неметакум – в северо-западной Галлии (территория атребатов); Аква Арнемериаэ (Aquae Arnemetrae) – не только роща, но и термальный источник в ней. Что же происходило в священных Рощах? Как я уже говорила, там жили и обучали своих учеников друиды. Кроме этого, в Рощах совершались различные обряды, жертвоприношения, собрания, проводились ритуалы во время основных праздников. Рощи вообще были самыми ранними местами поклонения кельтов. Среди деревьев обычно располагался алтарь или особое дерево, которому покланялись и которому несли различные дары и жертвы – золото, серебро, оружие, другие ценные вещи. Иногда жертвы были человеческими - друиды приносили их, чтобы запугать римских солдат. В качестве жертв использовались пленники – их кровью окропляли жертвенники, а так же гадали по внутренностям… Жутко, правда? А теперь вспомните, что друиды жили в гармонии с природой, а такое кровавое описание давали враги кельтов. Римляне боялись друидов и их магии, поэтому уничтожали и оскверняли священные места. Христианство же использовало иной метод – священные места кельтов превращались в места почитания христианских святых. На местах, где росли деревья, строились церкви, часовни, монастыри. Это все тоже оскверняло священное место и лишало его магии. Информации о конкретных священных рощах практически не сохранилось – ведь сами рощи были уничтожены. Поэтому сегодня отдельных примеров не будет. Лекция окончена.