Когда я рассказывала о Туата Де Даннан, упоминала четыре магических предмета, которые боги принесли с собой в Ирландию: Копье Луга, Котел Дагды, Меч Нуаду, Камень Судьбы. Копье Луга и Меч Нуаду мы будем рассматривать на следующей лекции, а сейчас уделим внимание более мирным вещам. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Начнем с Котла Дагды. Согласно мифам, этот котел назывался «Неиссякающий» и был котлом изобилия, о котором говорили «не случалось людям уйти от него голодными», ведь котел мог накормить любое число голодных. Дагда принес его из Муриаса. Котел Дагды считается атрибутом Иного Мира и носит различный смысл. Иногда Котел является символом воскрешения и мудрости, ведь Дагду считают всеведающим и дарующим жизнь богом Иного мира. Еще Котел Дагды символизировал изобилие и плодородие, ведь он мог накормить всех нуждающихся. При этом каждый находил в нем себе пищу соответственно своим заслугам – а это признак справедливости. Кстати о еде) Согласно мифологии («Повесть о свинье Мак Дато»), в Ином мире существовало пять т.н. бруидне (означает «просторный зал» или «банкетный зал») – пиршественные залы в Сиде. В каждом таком зале находился котел, в который мог прокормить любое число голодный и в котором каждый находил себе пищу по вкусу. Похоже на Котел Дагды, правда?) Именно по этому Дагду считают еще и хозяином Потустороннего Пира. Интересно, что со временем Котел стал ассоциироваться с чашей, и самый известный образ Котла Дагды – это Чаша Святого Грааля. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Еще один предмет Туатов – Камень Судьбы. Этот камень так же называют «Камень Фаль» (или «Файлский Камень» или «Лиа Фаль»). Камень чистоты и невинности, который Туаты принесли из Фалиаса. Название «фаль» имеет значение «светлый», «сверкающий», «изобилие», «знание». Камень Фаль являлся символом Ирландии, а сама Ирландия нередко называлась Долиной Фаль или просто Фаль. Считалось, что Камень обладал магической способностью утешать плач и горе, когда к нему прикасались короли. Это был еще и коронационный камень – именно на него становились верховные короли Ирландии во время коронации. По легендам, камень начинал кричать, если его касался истинный король. Кстати, помните, что верховного короля называл друид? Обряд с быком был описан в прошлой лекции. Так вот, камень являлся как бы проверкой того, ошибся друид в своем видении или нет. Камень Фаль изначально был расположен в Таре, но в VI веке был перевезен в Шотландию для коронации Фергуса Великого. Кельты верили пророчеству, которое гласило, что там, где находится этот Камень, править будет король из потомков Сыновей Миля. В Шотландии Камень Фаль был назван «Скоунским камнем». Эдуард I в 1297 году приказал перенести из Скоуна в Вестминстерское аббатство (Англия) некий грубый осколок скалы, который, как считают, был Камнем Фаль. Этот камень Эдуард I приказал вмонтировать в коронационный трон – теперь это был уже «Коронационный камень в Вестминстерском аббатстве». Пророчество сбылось – правящая династия через Стюартов и Фергуса Великого восходит к реальным королям Ирландии, потомкам Сыновей Миля. Нужно сказать, что был еще один волшебный камень, который находился в Уснехе – это Камень Делений. Именно у этого камня друидом Миде был зажжен первый священный огонь Ирландии. Камень был пятиугольным и символизировал пять королевств Ирландии. Из него, по преданию, брали начало 12 важнейших рек острова. Так как Туата Де Даннан были богами, то почти все их вещи обладали своей магией и считались священными. Таким волшебным предметом можно назвать арфу Дагды. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Эту арфу похитили фоморы во время второй битвы при Маг Туиред (по другой версии вместе с арфой был похищен арфист Дагды – Уаитне). В погоню бросились боги Дагда, Луг и Огма, ведь арфа была необычной. Во-первых, арфа не издавала ни одного звука без разрешения своего хозяина, ведь именно Дагда вложил в нее звуки. Во-вторых, у арфы было два имени – Даурдабла, что означает «Дуб двух зеленей» (или другой вариант «Дерево двухголосое»), и Койр Кетаркуйр, что означает «Песнь четырех углов» (или «Четверозвучная десница»). Как сильно различаются переводы, правда? Даже смысл несколько меняется Когда боги увидели арфу во дворце фоморов, Дагда запел, призывая к себе любимый инструмент. Привожу два варианта песни:
«Проснись же, древо двухголосое! Воспрянь, четверозвучная десница! Придите, лето и зима! Гремите, флейты и волынки!»
Волшебным свойством арфы было еще и то, что когда на ней игралась печальная мелодия, то все присутствующие начинали рыдать, когда исполнялась веселая – слушатели начинали смеяться, когда игралась усыпляющая мелодия – все тотчас засыпали. Именно этот «набор» обязательных для арфиста мелодий и сыграл Дагда фоморам. Когда все фоморы уснули, Туаты спокойно покинули дворец. Конечно же, это не единственные священные предметы в кельтской мифологии, их на много больше. Но мне хотелось бы рассказать вам еще и о тех предметах, которые были для кельтов не мифическими, а вполне реальными. В основном такие предметы использовались в ритуалах и жертвоприношениях. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Некоторые предметы, не являясь изначально священными, становились таковыми после того, как были принесены в жертву в различных святилищах. Такие предметы называются вотивными (лат. ex voto – по обету, votives – торжественно обещанный). Это подношения богам или духам в виде ленточек и кусков материи, цветных ниток, волос (такие подношения часто можно было встретить возле водных источников – их привязывали на ветки деревьев, например у колодца Бригид). Часто в качестве подношения оставляли одежду или предметы обихода (гребни, например), небольшие камни, рога животных разных видов, монетки. Такие предметы подносили тогда, когда принимали на себя некое обязательство (обет) по принесению жертвоприношения (более серьезного), обновления святилища или раздачи денег нуждающимся. Но обязательство выполнялось лишь в том случае, если боги выполняли просьбу человека – избавление от бед, приобретении чего-либо, счастливом завершении дела и т.д. Большие жертвоприношения совершались перед битвами и после победы, а воевали кельты много. Можно предположить, что перед битвой в жертву приносились животные, золото и украшения. Такие жертвоприношения обычно погружали в воду (именно в водных источниках нашли большинство жертвенных предметов). А после битвы и победы богам подносили оружие (мечи, копья, дротики), шлемы, щиты, оковку повозок, пленников и часть военных трофеев. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Часто на месте подобных жертвоприношений находили котелки, среди которых были как простые, так и великолепно украшенные (а не связано ли это с котлом Дагды?). Примером такого котла может быть найденный в 1891 году в болоте в окрестностях Аалборга (п-ов Ютландия) котел, названный «Котел из Гундеструпа» (см. рисунок). Этот серебряный котел имеет в высоту 42 см, в ширину 69 см и весит почти 9 кг. Внутренние и внешние стенки котла, а так же дно, украшены пластинами с изображением богов и священных животных. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Изображения на некоторых пластинах не вызывают сомнений (Изображение Цернунноса, например), но о смысле других ученые спорят до сих пор. Например пластина с изображением высокой фигуры, опускающей человека в котел. Одни ученые утверждают, что здесь показано человеческое жертвоприношение, а другие считают, что показан эпизод из Второй битвы при Маг Туиред – Диан Кехт воскрешает мертвых в своем котле.