Тема: Лекция 24. Орнамент Пт Фев 10, 2017 12:21 am
С давних времен люди украшали свои жилища и предметы различными рисунками. В эпоху палеолита древний человек пытался изобразить окружающий мир таким, каким его видел – изображались звери и охота на них. Вспомните пещерные рисунки – там изображены мамонты, носороги, лошади, львы и т.д. Позже начали изображать различные обряды, олицетворяющие магию плодородия. На таких рисунках часто изображались женские фигурки. С развитием абстрактного мышления, наряду с изображением животных человек начинает изображать условные знаки, различные линии и фигуры. В основном такие знаки несут магическое и религиозное значение. Символы, рассмотренные нами на прошлой лекции, как раз и являются такими знаками. Эти абстрактные узоры становятся основой для создания орнамента, который изначально был способом передачи информации и нес в себе магическое значение. Позже орнамент начал использоваться для росписи различных орудий, оружия, домашней утвари и украшений. Но и тогда символы в орнаменте несли в себе определенный смысл. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Именно в то время в Европе появляются различного вида меандры – орнамент в виде линии, ломанной под прямым углом. Более всего меандр использовался в Древней Греции, где символизировал «вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается». В конце III тысячелетия до н.э. в Европе все так же преобладает геометрический орнамент, для которого характерны криволинейные, волнистые или спиральные узоры. Появляется спиральный рисунок с выпуклой точкой в центре. Такой орнамент преобладал и в IX-VI вв. до н.э. – культура Гальштата, которую уже связывают с кельтами. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] К самому раннему кельтскому искусству относят т.н. латенский стиль. Латенская культура существовала примерно в V-I вв. до н.э. и "выросла" из Гальштатской. У латенского стиля выделяют одну особенность – в плавно перетекающих друг в друга рисунках можно невольно различить нечто вроде глаз, носов и даже лиц. Помните Чеширского кота из «Алисы в стране чудес», который мог исчезать по частям, оставляя только улыбку или глаза?) Вот именно в честь него латенский стиль назван «стилем Чеширского кота».
«Раннелатенский стиль» (V в. до н.э.) появился тогда, когда кельтские ремесленники начали не только использовать заимствованные у греков и этрусков абстрактные геометрические и растительные мотивы, но и изменять их, придавая старым узорам свой стиль. «Среднелатенский стиль» появился в IV в. до н.э. и широко распространился ко II в. до н.э. Для него характерны мотивы с изображением птиц и зверей, использование рельефных узоров с применением гравировки. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] К I в. до н.э., когда художественное ремесло находится в упадке, появляется «позднелатенский стиль». В середине III в. до н.э. кельты пришли на территорию Британских островов. И к уже имеющимся там местным стилям добавился еще и латенский. В процессе смешения культур возникает новый стиль, для которого характерно мотивы пальметты, спиральных завитков, сочетание рельефного орнамента с линейным гравированным узором. Этот стиль называют «островным стилем». Постепенно из разнообразных элементов сложился единый стиль с преобладанием анималистических и цветочных элементов. Искусство кельтов стало основой для искусства народов Ирландии, Шотландии, части Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Можно сказать, что кельтское искусство выполняло три основные функции: - изображало историю; - украшало; - несло магическую и религиозную символику. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] В основном кельтский орнамент можно исследовать по находкам из древних захоронений (кстати, Гальштатская и Латенская культуры названы так именно по месту раскопок) - это обычно оружие, предметы быта и украшения. На этих находках, если присмотреться, можно увидеть знакомые нам спирали, трискелы и круги с точкой в центре. Больше всего магические символы наносили на украшения (торквесы, браслеты, пояса, фибулы), которые часто исполняли роль не только декоративной безделушки, но и роль оберега или талисмана. Так же украшали оружие, шлемы и щиты, ведь защитная магия в бою никогда не помешает). [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Нужно отметить, что в самый расцвет Латенской культуры мастера, наносящие орнамент на предметы, были в большом почете. Они (мастера) были объектом зависти и объектом гордости. Позволить себе держать своего мастера мог не каждый знатный человек. Поэтому предметы с орнаментом ценились очень высоко. У каждого мастера, а затем и мастерской, был собственный стиль, по которому можно было узнать, откуда появилась та или иная вещь. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Пока мастерских было немного, декорированные украшения, предметы одежды и оружие могли позволить себе только очень богатые люди. Но простые смертные не желали отставать от знати. Спрос на украшения возрастал, но качество снижалось. Если раньше нужно было сотворить одну красиво украшенную вещь, которая могла быть произведением искусства и на которую уходило много времени, то теперь нужно сделать много вещей, но за короткий срок и меньшую цену. Такая ситуация привела к остановке развития кельтского орнамента и постепенному упадку Латенской культуры в целом. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] В настоящее время кельтский орнамент ассоциируется больше со сложным переплетенным («шнуровым») орнаментом, который появился достаточно поздно – лишь в VI-VII вв. н.э. Именно такой орнамент, благодаря христианству, стал символом кельтского искусства. «Шнуровой» орнамент разнообразен и интересен для художников. Его можно вписать в какую-либо геометрическую форму (круг, квадрат, ромб и т.д.), либо создать сложную вязь разнообразной формы, идеально подходящую для заполнения пустого пространства и украшения текста. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Есть единственное правило, которое нужно выполнять при использовании «шнурового» орнамента, но оно достаточно сложное в исполнении. Заключается оно в том, чтобы при перекрещивании одна полоса пропускалась то сверху, то снизу другой полосы. Такое правило не всегда можно соблюсти и приходится искать компромисс. Таким компромиссом может служить вплетение «посторонних» объектов в узор. Кельты вплетали в свой орнамент различные растения, насекомых, рыб, рептилий, птиц, млекопитающих и людей. Все они изображались в стилизованной, образной, но узнаваемой, форме. Например, человеческие фигуры были с вытянутыми конечностями, а животные изображались с переплетающимися либо друг с другом, либо с основным узором. Если говорить о вплетенных животных, то в разные исторические периоды вплетались разные животные – на древнейших памятниках, в сценах охоты или битвы обычно изображались кони и вепри. В более позднее время вплетали лесных обитателей, птиц и рептилий. Проще всего было вплетать... (слайзы, радуйтесь)) конечно же, змей, которые в орнаменте напоминали переплетенные ленты с головой и хвостом, и при этом были одинаковой толщины по всей длине. Птиц изображали со множеством перьев и завитушек; с причудливо изогнутыми и переплетенными шеями. Хвостовые перья так же не оставались без внимания и становились частью орнамента. Та же «участь» была и у хохолка на голове. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Часто изображали собак, которых иногда принимают за львов. У таких собак в месте соединения ног с телом изображались спирали. Животные вплетались не просто так - вспомните значение священных животных для кельтов. Каждый рисунок имел свое предназначение, свою магию. Поздний кельтский орнамент, со всеми его переплетениями и замкнутостью линий, можно назвать «символической картой Пути», по которому идет человек. Каждый узел орнамента состоит из отдельной нити, которая нигде не прерывается, переходя из одного элемента в другой и, пройдя множество переплетений, возвращается к своему началу. Такое поведение «нитей» может символизировать непрерывность и взаимосвязь всех вещей во вселенной. Лично мне такой плетеный орнамент напоминает заклинания, особенно заговоры. Только "переплетение" слов здесь выражено визуально с помощью различного переплетения рисунка.