Лекция 25. Представление кельтов о Времени. Часть 1
Автор
Сообщение
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Лекция 25. Представление кельтов о Времени. Часть 1 Пт Фев 10, 2017 12:20 am
Ари-Ювер понаблюдала, как ученики занимают свои места за столами. Когда все были готовы слушать, она начала новую лекцию. - Доброго всем времени суток) На этой лекции мы начнем изучать очень большой раздел, посвященный представлению кельтов о времени, смене времен года, и затронем календарь друидов. Но самое важное - магия друидов, связанная с временем и календарем, - будет изучаться уже на следующем курсе. Сегодня лекция будет больше обзорной. Представление кельтов о времени и их календарь, как и у любых древних народов, имели свои особенности и строение. О календаре кельтов, хоть и не совсем точно, можно судить по частям бронзовой пластины, найденным в Колиньи (Франция, 1897 г.), которые датируются концом первого века до н.э. Картинка частей пластины
Кто хочет, может посмотреть всю пластину На показанной части календаря видно деление на 16 колонок, в каждой по 4 месяца, т.е. охватывается период в 64 лунных месяца. Так как это лишь часть целого календаря, то исходный календарь мог состоять из 30-летнего цикла. Согласно Плинию, век кельтов составлял примерно 30 лет, а год длился месяц. Многие исследователи склоняются к тому, что календарь был рассчитан на пять лет (из-за 16 колонок), состоящих из 60 месяцев и двух дополнительных месяцев, один из которых был в начале цикла, а второй в середине, разделяя 5-тилетний цикл на две половины по два с половиной года каждая. Время суток отмерялось не днями, как это принято сейчас, а ночами. Если точнее, то «сутки» измерялись от заката до заката. А смена дня происходила после захода Солнца, а не как сейчас в полночь. Кельтские «сутки» назывались «Latis» (во мн.числе «Lates», сокращенно Lt.). Для обозначения времени суток использовались буквы N (от «noxs» - «ночи») и D (от «diies» - «дни») Дни не имели собственных названий, подобным современным названиям для дней недели, но называть их как-то надо было. Поэтому название каждого дня было образовано прилагательным, соответствующим его порядковому номеру. Т.е.: Cintuxos (I), Alios (II), Tritios (III), Petuarios (IIII), Pempatos (V), Suextos (VI), Sextamos (VII), Oxtumetos (VIII), Noumetos (VIIII), Decametos (X), Oinodecametos (XI), Uodecametos (XII), Tridecametos (XIII), Petrudecametos (XIIII), Pempedecametos (XV). И как сутки делились на темное время и светлое, начинаясь с ночи (темная половина суток), так же делились на темную половину (связана с убывающей луной) и светлую половину (связана с растущей луной) месяцы. Причем первая половина всегда состояла из 15 дней, а вторая могла быть короче на один день. Год состоял из 12 лунных месяцев, но каждый третий год получал еще один, тринадцатый месяц, в котором было всего 13 дней. Первая половина года – темная, начиналась с месяца, обозначенного как Samon. Сейчас этот месяц называют ноябрь, а 1 ноября праздновался Самайн (даже по звучанию похоже), который у некоторых племен считался праздником Нового года. Вторая половина – светлая, начиналась с мая, а месяц назывался Giamon. 1 мая праздновался Бельтайн – так же мог считаться праздником Нового года. Месяц длился 30 или 29 дней. Причем тридцатидневный месяц считался счастливым, «хорошим», «полным» (mat от «Matos» - «полный», «завершенный»), а 29-дневный был несчастливым, «нехорошим», «неполным» (anm от «Anmatos» - «неполный», «незавершенный»). Месяцы mat и anm чередуются между собой, но на рубеже полугодий происходит некоторая перестановка, и получается, что первая половина года начинается месяцем mat и таким же заканчивается, а вторая половина года начиналась и заканчивалась месяцем anm: 1-й — samon «mat» (30 дней) 2-й — dumann «anm» (29 дней) 3-й — ruiros «mat» (30 дней) 4-й — Anagantios «anm» (29 дней) 5-й — ogron «mat» (30 дней) 6-й — cutios «mat» (30 дней)
7-й — giamon «anm» (29 дней) 8-й — simiuisonn «mat» (30 дней) 9-й — equos «anm» (30 дней) 10-й — elembiu «anm» (29 дней) 11-й — edrini «mat» (30 дней) 12-й — cantlos «anm» (29 дней) Как видим, базовой структурой для кельтского календаря является двухчастная структура с четким делением на темную и светлую половины. Но это не значит, что у кельтов совсем не было четырехчастной структуры – она была. Ведь сутки все же делились на утро, день, вечер и ночь; год делился на весну, лето, осень и зиму. Точки соприкосновения темной половины года и светлой – 1 ноября, Самайн (I Samoni - галл. «Uegilia Samoni», ирл. «Samhain») и 1 мая, Бельтайн (I Giamoni – «Belotepnia», ирл. «Beltaine») являлись великими поворотными пунктами. Но, кроме этих двух пунктов, значимыми были и точки, разделяющие полугодия на две половины – то есть первое полугодие разделалось праздником 1 февраля, Имболк (I Anaganti - галл. «Uegilia Brigantias», ирл. «Imbolc») на зиму и весну, а вторая половина года разделялась праздником 1 августа, Лугнасад (I Elembiui – «Lugi Naissatis», ирл. «Lugnasad») на лето и осень. В галльском календаре выделен еще один праздник - I Ruiri - галл. “Uegilia Eponas”, но в ирландских праздниках он никак не упоминается. Такое представление о времени определялось, скорее всего, циклом земледельческих работ, нежели чем-то таинственным и магическим. Но не стоит забывать, что в кельтском обществе были не только хорошие войны и хорошие земледельцы, но и таинственное сословие жрецов. Да и высшая власть в обществе принадлежала высшей касте жрецов – друидам. Живя по своим законам и владея таинственными знаниями, друиды могли иметь собственный календарь. Таким календарем вполне может быть «Календарь деревьев», который основан на Алфавите деревьев – Огаме. Информации сегодня было много, но она необходима для понимания отношения кельтов к окружающему миру. На этом урок закончен.
Лекция 25. Представление кельтов о Времени. Часть 1