Лекция 26. Представление кельтов о Времени. Часть 2
Автор
Сообщение
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Лекция 26. Представление кельтов о Времени. Часть 2 Пт Фев 10, 2017 12:17 am
- Доброго времени суток, зашедшим на лекцию) Проходите, рассаживайтесь, нас ждет продолжение темы о календарях. На этот раз рассмотрим календари, которыми тоже могли пользоваться кельты. Друидам приписывают так называемый «Гороскоп друидов», «Древесный гороскоп» и т.п. Но, на мой взгляд, привязку характеристик личности к деревьям определенного месяца сделали много позже, чем был создан календарь, на основе которого был составлен гороскоп. Вы помните, что основным алфавитом друидов был Огам? Так вот периоды, на которые они делили год, друиды связывали с деревьями-буквами Огама. Считается, что этот календарь насчитывает более двух тысяч лет. Сейчас, после стольких переписок и переводов, уже не возможно с точностью сказать, какое дерево соответствовало тому или иному периоду. Причем можно заметить, что в календаре присутствуют весьма экзотические деревья, которые в Европе не росли. Это может быть связано как с ошибками перевода, так и с тем, что кельты, и в частности друиды, много путешествовали. Помните, в лекции по видам Огама говорилось, что письмена на Огаме были найдены даже на территории Америки? Выделяют минимум три варианта Древесного календаря. Один из них, самый простой, основывался на 13-ти лунных месяцах. Другой состоял из 36 знаков равной величины. И третий, наиболее сложный, где в качестве отдельных знаков выделялись точки равноденствий и солнцестояний, а остальное пространство годичного солнечного пути делилось на 36 частей разного размера. Общим для всех трех видов календаря было связь с растениями – название периода соответствовало названию растения. Календарь друидов, основанный на 13-ти лунных месяцах, рассматривает Роберт Грэйвс в своей книге «Белая Богиня». Помимо связи с деревьями и Огамом, каждый месяц связывается со строфами Песни Амергина, состоящей из тринадцати утверждений и шести вопросов. Считается, что эти утверждения являются зашифрованными названиями месяцев. Песня Амергина (один из вариантов перевода):
Я – морской ветер, Я – морская волна, Я – морской шум, Я – бык семи битв (или Я – олень семи отростков), Я – гриф на утесе (или Я – ястреб на утесе), Я – слеза солнца, Я – прекраснейший цветок, Я – вепрь, Я – лосось в пруду, Я – озеро на равнине, Я – холм поэзии, Я - боевое копье, Я – бог, зажигающий огонь (или Я – бог, следящий за дымом священного костра для головы). Кто объяснит неровности гор? (или Кто, кроме меня, знает о собраниях в дольмене на горе Слив Мисс?) Кто кроме меня знает, где зайдет солнце? Кто предскажет жизнь луны? Кто приведет скот из дома Тетры и разделит его? Над кем смеется скот Тетры? (или Кому, кроме меня, рада рыба в смеющемся океане?) Кто точит оружие от одного холма до другого? *** Просите, Люди Моря, просите поэта, чтобы он сочинил заклинания для вас. Ибо я – Друид, который создал огам, Я, который разводит дерущихся, Я пойду в крепость сидов и буду искать там поэта, чтобы вместе с ним сотворить заклинания. Я – морской ветер. Считается, что 13 месяцев, упомянутых в Песне, идут в ней не по порядку. Вот как распределяется они по отношению к календарю:
Период
Строчка из песни
Название месяца
24 дек - 20 янв
Я - олень семи отростков или бык семи битв
Береза
21 янв - 17 фев
Я - широкий поток на равнине
Рябина
18 фев - 17 мар
Я - ветер морских глубин
Ясень
18 мар - 14 апр
Я - сверкающая слеза солнца
Ольха
15 апр - 12 мая
Я - ястреб на утесе
Ива
13 мая - 9 июня
Я - прекраснейший цветок
Боярышник
10 июня - 7 июля
Я - бог, который коптит голову дымом костра
Дуб
8 июля - 4 авг
Я - боевое копье
Падуб
5 авг - 1 сен
Я - лосось в пруду
Орех
2 сен - 29 сен
Я - холм поэзии,
Виноград
30 сен - 27 окт
Я - жестокий вепрь
Плющ
28 окт - 24 нояб
Я - грозный шум моря
Тростник
25 нояб - 22 дек
Я - морская волна
Бузина
23 дек.
Кто, кроме меня, знает тайны неотесанных дольменов?
Ель
Как можно увидеть, каждый месяц состоял из 28 суток, а 23 декабря (День зимнего солнцестояния) – был «безымянным днем». Еще одной разновидностью календаря, состоящего из 13 месяцев, является менее известный Календарь Животных:
Период
Название месяца
24 дек – 20 янв
Олень
21 янв – 17 фев
Журавль
18 фев – 17 мар
Тюлень
18 мар – 14 апр
Медведь
15 апр – 12 мая
Змея
13 мая – 09 июн
Пчела
10 июн – 07 июл
Выдра
08 июл – 04 авг
Кот
05 авг – 01 сен
Лосось
02 сен – 29 сен
Лебедь
30 сен – 27 окт
Гусь
28 окт – 24 ноя
Сова
25 ноя – 22 дек
Ворон
23 дек
Без названия
По поводу истинности Календаря Деревьев споры идут до сих пор. Одни считают, что он мог существовать в действительности, другие – что это полная выдумка Грэйвса и его сторонников. В защиту существования подобного (не именно этого, а подобного) календаря можно сказать то, что это мог быть календарь друидов, которые жили несколько по другим принципам, чем обычные люди, и при этом не записывали свои знания. Есть несколько мифов (все помнят, что источником мифов и легенд является каста жрецов?), рассказывающих о том, как солнечный бог спускается в темное царство, чтобы сразиться со своим братом – темным богом. Побеждая, солнечный бог выходит на свет. Вы заметили, что этот календарь начинается не с 1 числа, а с первого дня после зимнего солнцестояния? Именно три дня, когда Солнце на небе проводит минимум времени (или не всходит вообще), является временем битвы братьев. В пользу существования календаря, который начинается не с первого числа современных месяцев, говорит еще и тот факт, что все основные праздники отмечались не в конкретно установленные дни. Например, Бельтайн отмечали не именно 1 мая, а тогда, когда отцветал боярышник. А Имболк связывался с рождением ягнят и наполнением вымени у овец молоком. Согласитесь, что боярышник отцветает не именно 1 мая, и молоко у овец появляется не точно 1 февраля. Кроме того, друиды очень многое связывали с лунными периодами, а Календарь деревьев основан именно на лунном цикле. Месяцы в обычном календаре, состоявшем из 12 месяцев, тоже имели свою характеристику или назначение:
Месяц
Характеристика
Период
Самионос (Samionos)
Падение зерна
октябрь-ноябрь
Думанниос (Dumannios)
Темнейшие глубины
ноябрь-декабрь
Риурос (Riuris)
Время холодов
декабрь-январь
Анагантиос (Anagantios)
Время домоседства
январь-февраль
Огрониос (Ogronios)
Время льда
февраль-март
Кутиос (Cutios)
Время ветров
март-апрель
Гиамониос (Giamonios)
Прорастание
апрель-май
Самивизионос (Samivisionos)
Время света
май-июнь
Экуос (Equos)
Время коня
июнь-июль
Элембиуос (Elembiuos)
Время исков
июль-август
Эдриниос (Edrinios)
Время судов
август-сентябрь
Кантлос (Cantlos)
Время песен
сентябрь-октябрь
Кроме этого, существует упоминание об еще одном календаре, о котором говориться в валлийской «Книге Фериллт» (о подлинности этой книги споры ведутся до сих пор). В этом календаре год делился на восемь 45-дневных периодов (возможно, что каждый период делился на 3 периода по 15 дней) и добавлялся промежуточный период, равный 5 дням – с 15 по 20 декабря (скорее всего с 20 по 25 декабря – самые короткие дни года). Этот период назывался «гончие Аннона». Иногда можно встретить упоминание о трехлетнем календаре, которым пользовались друиды и всадники. Причем выделяют календарь континентальных кельтов (галлов) и островных. Календарь этот основывался на том, что четыре основных праздника проводились каждые три года с интервалом в 9 месяцев. При этом галльский календарь основывался на солнечном цикле (1 год = 30 дней * 12 месяцев + 5 дополнительных дней = 365 дней), а календарь островных кельтов на лунном цикле (1 год = 28 дней * 13 месяцев + 1 день = 365 дней). - Запутались? Да, не легко с этими кельтами) Но истина где-то есть. Не забывайте, что кельтский народ жил на обширной территории и состоял из множества племен. Поэтому и календарями они могли пользоваться разными. А друиды для своих целей могли совмещать сразу несколько календарей.
Лекция 26. Представление кельтов о Времени. Часть 2