Ари-Ювер стояла возле окна и наслаждалась лучами светившего на нее солнца. Ученики постепенно занимали свои места, готовясь к очередной лекции по Магии Друидов. Прозвенел школьный колокол. - Доброго всем времени суток! Нам осталось рассмотреть всего два праздника Колеса Года кельтов. И сегодня это будет Летнее Солнцестояние или Meán Samhraidh, которое празднуется 20-22 июня. Название «Лита», которое тоже используется для обозначения праздника, возможно, не кельтского происхождения. Наиболее правильное произношение праздника – «Ман Саури», при этом ударение ставится на «а», а «р» - твердый. В этот день солнце достигает пика своей силы. Это время, когда природа наполнена энергией, поэтому многие травники именно в этот день (утро или ночь) собирали магические травы. Наверное, каждый из вас успел побывать на летней лекции по Травоведению, где рассказывалось как раз о дне, когда можно найти цветок папоротника. Ну, да… кто-то домашнее задание делал, а кто-то и папоротник искал) [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Это был важный день для друидов, которые тщательно готовились встретить рассвет того дня, когда Солнце находится во всей своей силе. Но кроме радости друиды испытывали и грусть – ведь с этого дня Солнца будет становиться все меньше и меньше, а природа постепенно начнет увядать. Тому, что этот день был особо важен, есть одно весомое доказательство – Стоунхендж. Кем бы ни был возведен этот кромлех, но факт почитания его друидами доказан. Так вот, в центре Стоунхенджа расположен камень, который, по мнению ученых, является алтарем. Именно на него в день летнего солнцестояния падают первые лучи солнца. Так как праздник связан с солнцем, то логично предположить, что в праздновании особое место занимали ритуальные огни и костры, которые зажигались ночью перед восходом Солнца в самый длинный день года. Сейчас уже сложно узнать, как на самом деле проходили эти ритуалы, но отголоски тех традиций сохранялись до недавнего времени на территории, где когда-то жили кельты. Костры зажигались как на главных площадях поселения, так и на возвышенностях. А в Корнуэлле зажигалась целая цепь костров – от одной границы графства до другой. В Лондоне костры разжигались прямо на улицах – каждая семья стремилась внести свой вклад в эти костры. А над дверями каждого дома горела лампа. В Абердине и Элгине (Шотландия), люди разжигали костры на главных дорогах, городских площадях и практически перед каждым домом. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Огню в эту ночь приписывали магическую силу, подобную силе Солнца. И считалось, что священный огонь влияет на рост растений и урожай, а также и на благополучие людей и животных. Магической считалась и зола от таких костров – для обеспечения урожая ее рассыпали по полям (в принципе, зола сама по себе оказывает хорошее влияние на рост и защиту растений от вредителей, а тут она вдвое полезна, так как взята от священных костров). В Ирландии с этой же целью на полях зарывали угольки от священных костров, а в Шотландии не мучились с зарыванием, а просто втыкали в землю обгорелые палки от священных костров. Еще одним ритуалом этой магической ночи был спуск с гор или крутых обрывов рек огненных колес – обычное колесо обвивали соломой и поджигали. Такой же ритуал был и у славян, что говорит о культурной близости этих двух народов. Слишком уж много у них похожего в обрядах, вам не кажется?) На этом колесе гадали, точнее не на самом колесе, а на огне – если колесо горело все время при спуске, то урожай будет хороший. Ритуальному огню придавали и защитные свойства. Так как эта ночь была магической, люди считали, что нечистая сила в это время обладает особым могуществом. А по сути, очередной раз истончалась грань между нашим и Иным миром, и существа из Иного Мира могли свободно разгуливать по землям людей. В любом случае, кельты стремились уберечь себя от всякого зла, колдовства и чар ведьм и нечистой силы с помощью огней ритуальных костров.Не исключено, что в ранних обычаях присутствовали и жертвоприношения – как человеческие, так и животные. Делались они все с целью задобрить богов, чтобы получить хороший урожай или защиту от злых сил. Отголоски тех жертвоприношений встречались и в позднее время, только в огонь бросали уже не живую жертву, а кости какого-либо животного или рыб. Возможно, из обрядов праздника Ман Саури была и общая трапеза. Есть упоминание о том, что еще в XIX веке у шотландцев и ирландцев сохранялся обычай после захода солнца перед днем солнцестояния (новый день начинался после захода солнца) выставлять перед каждым домом столы с сыром, маслом, творогом, лепешками и элем. Всем этим угощали соседей и прохожих. Наравне с огнем в этот день почиталась и любая зелень – цветами и ветвями украшались все дома поселения. Любое растение считалось в этот период магическим и обладающим особой лечебной силой. Особо почитался зверобой – пучки этого растения вешали над окнами и дверьми в качестве защиты от нечистой силы. С целью защиты себя лично, цветы зверобоя прикалывали к одежде. Кроме защитных свойств зверобой наделялся особыми лечебными свойствами. И вы, наверняка, проходили это на Травоведении. Кстати, кельты тоже любили искать цветок папоротника в эту ночь) Только по их поверьям цветок и семена связывались не сколько с кладами, сколько с возможностью увидеть Иной Мир и различные танцы и игры фей, оставаясь при этом невидимыми для жителей Иного Мира. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Помните, на 1 мая кельты устанавливали Майское Дерево? Накануне равноденствия в поселении тоже устанавливали дерево, которое украшали лентами и цветами. Вокруг этого дерева проводились танцы. Этим деревом была береза – в Уэльсе ее так и называли «летнее дерево» (у fedwen haf). В том же Уэльсе существовал интересный обычай – воровать «летнее дерево» у соседнего поселения. Березка или просто голый ствол от нее, окрашенный лентами и флюгером в виде петуха, стояла в селении 10 дней и тщательно охранялась. Для жителей поселения считалось большим позором потерять свое Дерево, поэтому иногда разгорались целые сражения. Новое дерево устанавливать было нельзя, пока жители этого селения не выкрадут дерево у кого-нибудь другого. Забавный обычай, уходящий корнями в древность. В ранних поселениях кельтов в центре обязательно росло священное дерево этого поселения, а чаще и всего племени, которое селилось вокруг дерева. И враждебные племена, чтобы морально сломить жителей поселения, всегда старались уничтожить священное дерево. Были в эту ночь и семейно-брачные мотивы – как гадания, так и некоторые обряды. В Уэльсе было интересное гадание – молодой человек (девушка или парень), который желал узнать, кто будет ей или ему супругом, выходили в полночь к реке и… начинали стирать какую-нибудь часть своей одежды. При этом произносились примерно такие слова: «тот, кто будет моим мужем (женой), пусть придет и стирает со мной». И приходили)) А в Шотландии двое возлюбленных в эту ночь вставали рядом с каким-нибудь мегалитом или священным источником и давали друг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением. Клятва скреплялась простым рукопожатием. Нужно отметить, что дни от Ман Саури и до Лугнасада (1 августа) считались самыми трудными и голодными – нового урожая еще нет, а старый весь уже съели. В Ирландии и Англии это время называлось the bitter six weeks – «Горькие шесть недель», еще можно встретить названия: Hungry month – «Голодный месяц» (англ.), и Jul an Ghorta – «Голодный июль» (кельтск.) Ну вот. Нам осталось еще рассмотреть праздник осеннего равноденствия и с "Колесом Года" будет покончено)