Свадьба Свадьба для наших предков – это не только обряд соединяющий двух людей в единое целое. Это часть большого объединения родов, которое дает не только возможность появления новой жизни – детей, но и нового родового образования. Не случайно в древней обрядовости очень большое значение уделялось подготовке к браку, свадьбе и последующей жизни супругов. От того, как пройдет обряд, именуемый свадьбой, зависит не только будущее мужа и жены, но и будущее двух родов.
Понимая это, как понимая и то, что молодежь не всегда в состоянии адекватно действовать в период влюбленности и юношеской активности, столетиями разрабатывался комплекс культурных, обрядовых мер, включающих в себя и магические техники, которые устраняли будущие осложнения.
Непросто? Это и понятно, поскольку в наше время подход в этих вопросах более поверхностен и прост. Но проще – не значит лучше.
Мнение родни не всегда совпадает с мнением молодых. Так бывало и в далеком прошлом. И дело здесь не в консерватизме или жизненном опыте старшего поколения. Род, прежде всего, заботился о собственном укреплении, здоровом потомстве – наследниках, развитии силы и возможностей. Следовательно, старшее поколение исходило именно из этих позиций, а не из личного мнения молодых. Понятно, что такой подход довольно циничен, если судить о нем мерками современного человека, но вполне реалистичен и объясним.
Гостьба (поход в гости)
Суть обряда чрезвычайно интересна, и если вы обратили внимание на само название, то можете понять, что его цель – поход в гости.
Девушка, равно как и молодой человек, за некоторое время до свадьбы знакомилась с родственниками с противоположной стороны. Но знакомством все не ограничивалось. Молодой (или молодая), находясь в доме у будущих родственников, с которыми предстояло породниться, участвовал в повседневной жизни семьи. Помогал по хозяйству и во всем, что сочтут важным хозяева принимающей стороны. Так, погостив несколько дней в одной семье, молодой (молодая) переходил в следующую, стараясь охватить как можно большее количество семей – будущей родни.
Суть и смысл такого обряда понятен. За время пребывания в гостях и та и другая сторона получала большое количество информации, как о будущем роде, так и о характере родни, с которой предстоит общаться.
Так было раньше, но актуально ли это в настоящем? Безусловно. Статистика свидетельствует, что большая часть браков, заключенных в молодом возрасте, разрушается по причине несовместимости кого-то из молодых и родни. Кроме того, наблюдая за состоянием здоровья будущих родственников, можно было судить и о состоянии здоровья будущих детей молодой пары.
Как бы то ни было, а мудрость и прок от такого обряда очевидны.Молодые люди находились под покровительством Лады до вступления в брак. «Слюбится – сладится» – так говаривали в древности, и для получения благосклонности и покровительства богини соблюдали все необходимые предписания.
Испытательный брак
Когда наши предки жили в лесах, то вопрос брака не был актуален, поскольку многоженство, воровство невест и прочие вольности практически полностью сводили на нет саму возможность обретения второй половины. Но постепенно, с развитием культуры, переходом к земледелию, вступление в брак стало все более упорядоченным, а многие условности – ясными и обоснованными с точки зрения общества.
Однако и в те далекие времена существовала проблема: не все браки были счастливыми. В связи с этим и возник особый обряд – испытательный брак. Продолжительность испытательного брака варьировалась, например, начиная с праздника Ярилы и до осеннего праздника Рода и Рожаниц. Но повторюсь, что это было в большей степени условно. Известен лишь максимальный срок испытательных браков – один год.
На празднике молодые выбирали себе пару и оговаривали, что они вступают в испытательный брак. Уходя с поляны в строго определенном месте, они проходили мимо волхва племени, который фиксировал происходящее.
Если же молодые не сошлись в результате испытательного брака, то на празднике, где обычно определялось время свадеб, молодые порознь проходили мимо волхва, что свидетельствовало об их отказе вступать в брак.
Впрочем, не везде были волхвы, которые следили за поконом – порядком, законом племени. И тогда испытательный брак имел упрощенную схему.
Молодые с праздника, который, независимо от наличия или отсутствия волхва, все же проводился в каждом селении, шли через реку. На рассвете они расходились по домам. Если им по дороге встречался мужчина, то считалось, что испытательный брак разрешен. Тогда они жили как муж и жена до следующего праздника. Если встречалась женщина, то это говорило о том, что брак разрешен, но счастья в нем не будет.
Особый случай – встреча с ребенком. Считалось, что в этот момент каждый из молодых может загадать все что угодно и он это получит.
Но если никакого знака молодые не получали, то это означало запрет на испытательный брак.
Иногда в договоренностях о времени и условиях испытательного брака участвовали родственники с обеих сторон. В таком случае обряд становился еще более весомым.Примаков обычно не жаловали, и к ним относились, мягко говоря, без радости. На это были свои причины, когда молодого человека брали в дом невесты, предоставляя ему кров, заботу и обеспечение. Причиной таких браков чаще всего служили проблемы в женском роде, которые должен был исправить род примака. Можно сказать, что это был брак по расчету, но для дел рода расчет всегда стоял на первом месте. Продолжение рода, сила рода, здоровое потомство, достаток – вот в чем была главная цель.
Испытание
Как для молодого, так и для молодой во время сватовства могли назначить испытание. Обычно это делали родители противоположной стороны. Иногда, в качестве дани покону, оно могло быть условным и легковыполнимым. Иногда – трудновыполнимым, но бывали также случаи, когда выполнить его не было никакой возможности.
Но таков покон, такова воля предков, так что молодым приходилось лишь соглашаться с условиями. Впрочем, чаще всего задания-испытания носили бытовой характер. Так, молодая могла за определенное время что-то сшить для дома или приготовить определенное блюдо, то есть реально продемонстрировать свои умения будущей хозяйки. Так и молодой человек должен был поймать дичь или зверя или суметь сделать что-то полезное в хозяйстве.
В общем, все вполне доступно, а главное – наглядно для будущей семейной жизни.Поддержка предков и рода – одна из базовых составляющих молодого брака. И хотя в те времена молодые были вполне самостоятельны в бытовом смысле, на внутреннем, глубинном уровне, когда происходит слияние двух родов, для них многое было невдомек. Эти пробелы заполняли волхвы и старейшины. И в настоящее время такой принцип продолжает существовать в некоторых семьях, где не подразумевается вмешательство в дела молодых, но осуществляется разумная и верная поддержка, которая облегчает становление пары.
Свадьба
Много воды утекло с тех пор, как зародились обряды предков. Уже не так просто понять причину возникновения тех или иных деталей, условностей. Но то, что было актуально тогда, сохраняет свою актуальность и теперь.
Красные ленты, которые положено повязывать на свидетелей, придавали им особую силу – способность защитить новую семью от зла, сглаза и порчи.
Магического вмешательства опасались всегда, поэтому на свадьбе в изобилии присутствовали различные обереги. Нередко приглашали и колдуна, чтобы уважить его и обеспечить надлежащий уровень защищенности.
Кольца как символ брака известны с давних времен. Они всегда символизировали солнце, счастье и связь между людьми. Вначале это были простые металлические кольца, а затем появились серебряные и золотые, которые, кроме того, воспринимались и как украшения.
Кольца, перед тем как ими обменивались молодые, обязательно заговаривал колдун в родниковой воде, чтобы брак был крепким и стабильным.
Часто перед свадьбой молодые шли на кладбище к предкам, чтобы получить благословение и обеспечить себе поддержку. Это было не столько обращение к умершим, сколько обращение к духу – покровителю рода, который с того момента начинал помогать молодым.
Бывали случаи, что после кладбища дух показывал свое отношение к браку. Если по дороге домой случался какой-то неприятный случай: дорогу перегородили, поругались с кем-то, – то считалось, что дух недоволен и молодым придется задабривать его. Хороший случай или благое предзнаменование, наоборот, свидетельствовали о расположенности духа.
Помимо мест захоронения предков молодые ходили на места силы. Это могли быть и культовые места, где стояли идолы или священные алтари (см. главу «Священные камни»), но могла быть и просто опушка леса, где супруги повязывали ленты в знак почтения духов земли.
Интересно отметить, что подобный обычай сохранился до настоящего времени. Свадебные кортежи, перед тем как попасть в Троице-Сергиеву лавру, останавливаются перед фигурой лося и повязывают на нее цветные ленточки. Обычай, которому не одна тысяча лет, – поклонение матери-лосихе, олицетворяющей живую природу.ЗастольеЗастолье считалось знаковым для молодого брака, поскольку поведение невесты и жениха многое могло поведать о будущем семьи.
О семье многое могли сказать незваные гости, которых хоть и не приглашали к столу, но всегда угощали рюмкой вина или меда – за здоровье молодых. Считалось, что незваный гость приносит счастье в семью. Независимо от того, кто это был, его никогда не прогоняли, поскольку это было не принято и могло обидеть богов-покровителей.
Для того чтобы сформировать единение в семье, было принято, чтобы молодые за столом ели из одной миски общей ложкой и пили из одной чарки.Возможность того, что у молодого или молодой есть соперники или враги, которые не хотят их счастья, допускалась всегда. Родня, особенно со стороны невесты, старалась всячески защитить пару. И это объяснялось достаточно просто: женщины – вот основные реализаторы обрядов семейной магии.
Свадебные обереги
Как уже говорилось, на свадьбе молодая семья была более уязвима для различного рода магических действий. Помимо того что молодых оберегал колдун, многие родители сами проявляли заботу о своих детях.
Например, молодому подкладывали монету под правую пятку, в знак того что семья будет иметь достаток.
Под одежду, в места, где нельзя было нечаянно уколоться, прикалывали булавки, которые защищали человека от зла. Чаще всего это делалось в области живота – для защиты от половой завязки или половой порчи. Часто это были заговоренные булавки, головки которых предварительно обмакивались в воск, и пока он не застыл, произносились слова оберега:
Сглаз – с глаз, крепость и сила, а злу – могила.После свадьбы все булавки выбрасывались в реку.
Близкие друзья жениха и невесты, чтобы помочь молодой семье, делали им оберег в виде двух ложек, которые скрепляли между собой красной лентой. Они символизировали достаток и союз в семье. Оберег вручался перед началом застолья и затем хранился в красном углу дома молодых.
Часто невеста до свадьбы, обычно за семь – десять дней, собирала все птичьи перья, которые встречала на своем пути. Складывала их, а в ночь перед свадьбой делала из них гнездо. Недаром до наших дней бытуют выражения: «семейное гнездо», «устраивать свое гнездышко», «свить гнездо».
Перед свадьбой отец жениха дарил сыну новый ремень в знак того, что тот берет на себя ответственность за семью. Кроме того, это символизировало поддержку рода. На свадьбе ремень также служил оберегом от людей, которые желали зла жениху.
Перо хищной птицы, которое закладывали за шапку жениха, должно было оберечь его от опивца – определенной порчи, делающейся на пьянство. Кроме того, оно способствовало укреплению разума молодого супруга (подробнее см. «Священные животные»).
Часто колдуны советовали молодым носить обереги до 40-го дня после свадьбы, считая, что в эти дни молодая семья наиболее уязвима.