Печь – приметы, суеверия, обычаи.
Печь – сердце дома, его центр и логический и магический! Не зря зачастую от древних домов остаются печные стенки и трубы, не зря в некоторых местностях печь закладывали раньше самого сруба. Отсюда из центра распространялось животворящее тепло, здесь готовилась еда, здесь искали защиты от хворей и ненастья дети, старики, больные и роженицы! Множество уникальных обычаев связано с русской печью.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Вся жизнь человека, так или иначе, была связана с домом и печью, и именно здесь он находился под защитой предков и домашних духов, одной из наиболее распространенных персонификаций которых стал домовой. Он хранил дом, помогал справным хозяевам и наказывал нерадивых, предупреждал о неприятностях и хранил очаг. Разные народности приписывали ему различные места обитания, но все они сходились в том, что самым любимым местом в избе была печь, он мог жить на печи, за ней в подпечье или в голбце. В тамбовской области для него пристраивалась казенка, куда нельзя было ложиться самому, класть хлеб или крест. В новгородской губернии спать на печи следовало только поперек, чтобы не мешать хозяину, который отдыхал вдоль. Рядом с печью, за ней или в ней оставляли для домовида угощение: кашу, хлеб-соль, молоко, мед. Как и любой рачительный хозяин, дед хранил не только хату, но и весь двор и всех, кто этот двор населял. Заметьте, что у слова «печься» второе значение – заботиться или беспокоиться. Поэтому, задвигая в загнетку горшочек с кашей, смоленские крестьяне просили: «Хозяинушка, батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води», а в северных губерниях им вторили немного подругому: «Домовишко-дедушка, всех пои, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». Если пропадал кто-то из домашних или скотина надо было открыть заслонки в печной трубе и крикнуть в печь имя пропажи, чтобы дым-домовой вылетел из трубы и вернул его или их. Покидая по разным причинам старое жилье, люди старались забрать «счастье» с собой, для этого они, в самом простом варианте, забирали уголья из старого очага и переносили их в новый со словами «милости просим, дедушка, на новое жилье». Иногда для того же под печь или в печь запихивали разношенный лапоть и говорили: »Домовой-Домовой, садись в сани - поезжай с нами!»
Немалое значение имела печь и во множестве других обрядов, не связанных напрямую с домовиком и домом, но зато имевших огромное значение для славянской семьи и налаженного быта, печка-матушка проходила сквозь всю жизнь человека и участвовала во всех ее важных вехах. Так, если в момент рождения ребенка огонь горел ровно, то и дите должно было быть спокойным и здоровым. Если печь не в порядке, то и малыш будет неаккуратным и сопливым. А уж коли погас огонь, то и ребенок вырастет злым и негодным, а то и вовсе преступником. Украинцы говорят о тех, кто отличается необыкновенной удачливостью: «у печурце родився». В некоторых славянских родах даже принято было «допекать» младенца, если он родился слабеньким и недоношенным: его заворачивали в тесто или в материну рубаху и на хлебной лопате запихивали в печь, так символически одновременно убивали и болезнь и самого больного ребенка, чтобы возродить его уже здоровым.
Когда в дом к девке приходила сваха, то она протягивала руки к печи очищаясь огнем и призывая его себе в помощь, а сама красавица пряталась от сватов на печи и только ее согласие спуститься оттуда, значило, что она поменяет отчий дом на дом мужа.
Во время женитьбы молодые должны были три раза обойти печь, так жених благодарил тот очаг, что дал ему жену и уводил ее к своему, прося у огня и предков здоровья и детей. Когда свадьба завершалась в печь бросали пустой горшок и приговаривали «Сколько черепков столько и молодых ребят». Именно отсюда пошел обычай бить бокалы.
Если кто-то из домашних надолго покидал свое гнездо, то печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути.
Печь была символом мира и покоя, при ней нельзя было ругаться или выражаться. Сейчас мы говорим: «Тише: здесь же дети или дамы»; а тогда говорили: “Печь в хате!” Если же Вас пускали в дом и устраивали на полатях, то Вы становились другом и практически членом семьи: от Вас не ждали зла и не замышляли Вам худое.
Даже в смерти печь оставалась со своими домочадцами. Если тоска по ушедшим давила тяжелым грузом, то следовало открыть заслонку, смести сор и сказать: «Сор в печь, а тоска с плеч». Чтобы души умерших предков могли повидать своих потомков в день поминок печную трубу держали открытой, а на самой печи нередко оставляли угощение. На Украине и в Белоруссии, когда из печи вынимали хлеб, клали на его место пару поленьев, чтобы на том свете «перейти через пекло».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Практически все северные народы умели складывать в своих домах печи. Одной из стран с развитой и многовековой традицией печного обогрева можно назвать Финляндию, да и вообще все финские народности. Особенностью финских печей всегда было то, что для их постройки издревле использовался не рукотворный кирпич, а натуральный природный материал: талькомагнезит или талькохлорит, «народные» названия которого говорят о нем более ярко «печной» или «огненный» камень. Так что печи плотно вошли в культуру и жизнь всех финских и близких к ним народностей. Так у них тоже жил свой домовой или «хозяин печи», который тоже заботился и о доме и о людях, которые там жили. Вепсы считали, что он часто является в образе крупной мыши, живущей преимущественно за печью, и выбрасывали ему туда молочные зубы своих детей со словами: со словами: «Мышка-норушка! На тебе деревянный, дай мне костяной!». Те же вепсы омывали новорожденного в избе на шестке у печи, добавляя в воду обереги: уголек, соль, ложки, паутину, щепки от половиц, свиное рыло, чесалку или хлеб, чтобы ввести малыша в дом и защитить от сглаза, порчи и болезней. Затем свекровь подносила внука к печи или клала его ненадолго на шесток, чтобы приобщить к древней родовой святыне и отдать под покровительство духа огня. Примерно так же с новорожденными поступали и карелы, но они возлагали на печной шесток и мертворожденных младенцев, омыв их, завернув в тряпочку и поместив внутрь самого большого лаптя. И вепсов, и у карелов и у финнов невеста, прощаясь с домом, сидела у печи. Здесь же приносили в жертву «пячин ижанд» (духам домашнего очага) ленту-волю из ее волос, сжигая ее на углях загнетки. Возвращаясь с похорон или просто кладбища, представители финских племен прикасались к печи ладонями, сообщая хозяевам печи, что похоронили родича и собираются вместе на поминальную трапезу. Огонь в загнетке поддерживали постоянно, он защищал весь род от болезней и напастей, но на Рождество его «обновляли», добывая пламя трением овинных колосников друг о друга. Так же как и в России, в Финляндии некоторые отголоски древнего уклада дошли до наших дней, например, на Новый Год финны гадают на олове, которое разогревают в специальном ковшике в камине, печи или попросту на плите, а потом выливают в ведро со снегом или водой. По форме слитка, его поверхности или структуре они предсказывают, что их ждет в новом году.
Еще множество уникальных обычаев, примет, заговоров и суеверий связано с русскими и финскими печками. Более подробно со многими из них можно в книгах Соловьева, Федотова, Семеновой и многих других. А мы в одной из следующих тем расскажем немного о лечебной силе настоящей печи.