Литература: А.А.Королев "Древнейшие памятники ирландского языка"Древние кельты никогда не пользовались письменностью для передачи последующим поколениям своих знаний. Но это вовсе не значит, что письменность как таковая была им не известна. Они просто не употребляли ее для архивирования и запоминания фактов. Сама природа огамической письменности препятствовала записи сколько-нибудь пространного текста и любому быстрому чтению. Трудность, связанная с беглым чтением будет понятна, если мы посмотрим на структуру огамического письма.
Огамический алфавит состоит из набора прямых и наклонных черточек и точек, расположенных поперек воображаемой или реальной прямой линии и по обеим ее сторонам. В ирландской терминологии она носит название flesc "ветвь".
В позднем огаме1 основная линия обычно проводилась горизонтально, направление чтения - слева направо. В истинно же огамических надписях на камне основной линией служило острое ребро камня, специально обтесывавшегося для этой цели в форме грубого прямоугольника. Черточки высекались, вырезались или вырубались на соответствующих плоских гранях по обеим сторонам ребра. Направления чтения - снизу вверх и, если этого требовала длина надписи, через вершину сверху вниз.
1 В более поздние времена в средневековом ирландском языке слово "огам" могло обозначать как крайне вычурный поэтический язык, так и разного рода тайнописи, а также способы гадания.
Огам деревьев
Алфавит Деревьев состоял из четырех групп букв: трех для согласных и одной для гласных. Согласные обозначались черточками от одной до пяти, гласные - точками, также от одной до пяти.
Каждая буква имела свое название, соответствующее названию дерева. Об этом ясно говорится в "Книге из Баллимота"2, где на вопрос: "Как и на какие части делится огам?" дается такой ответ: "На четыре: "В" со своей пятеркой; "Н" со своей пятеркой; "М" со своей пятеркой; и "А" со своей пятеркой". К этим двадцати знакам позднее были добавлены еще пять знаков уже несколько иной формы. Дифтонги в первоначальном варианте огама отсутствовали, их придумали ученые-монахи в средние века.
Для буквы "V" использовался знак, обозначающий букву "F".
2 "Книга из Баллимота" - сборник топографических текстов, содержит в том числе "Книгу Захватов Ирландии", различные законы. Составлена монастырским клириком в середине XIV - начале XV века.
Из почти 350 огамических надписей подавляющее большинство - около 300 - обнаружено в Ирландии. В Уэльсе найдено 40 надписей, большинство из них - латино-огамические - располагаются в районах древней ирландской колонизации (3-4 века). На острове Мэн обнаружено шесть надписей, в Шотландии - две надписи, обе на крайнем юго-западе, на территории королевства Далриада.
Таким образом, очевидно, что огамические надписи обнаружены только там, где располагались (по историческим источникам) колонии либо постоянные поселения ирландцев или скоттов, как их называют римские источники того времени.
Вопреки некоторым утверждениям на континенте Европы не обнаружено ни одной огамической надписи; все упоминаемые в специальной литературе случаи оказывались либо подделками, либо случайными царапинами на камне, кости или другом материале.
Что же касается распределения надписей на территории самой Ирландии, то вырисовывается следующая, весьма любопытная картина. Из 300 с небольшим надписей 258 обнаружены в пределах графств южной провинции Мунстер: Керри, Корк и Уотерфорд.
Естественно, что алфавит, имеющий такую оригинальную форму, издавна являлся предметом гипотез и догадок, связанных с его происхождением. Мы не будем касаться многочисленных фантастических домыслов, неразрывно связанных с давней модой на кельтоманию, на "загадочную мудрость друидов" и прочее.
Большинство серьезных исследователей единодушно считают, что образцом для огама послужил латинский алфавит, но по вопросу об условиях этого заимствования и принципах формального видоизменения знаков существуют весьма противоречивые точки зрения.
По мнению К.Марстрандера, огамическая письменность возникла в первых веках нашей эры как криптография, использовавшаяся друидами в южной Галлии, и в свою очередь, оказала некоторое влияние на рунический алфавит. Основой ее был латинский алфавит в его провинциальной галльской разновидности.
Первоначальным материалом для этих огамических надписей служили дерево и кость, которые в силу естественных причин не сохранились до наших дней. В свою очередь, по мнению Марстрандера, огам заимствовал из рун классификацию знаков на "семьи", но заменил старое членение "три семьи по восемь знаков" на "четыре семьи по пять знаков" под влиянием исконной классификации деревьев и растений согласно их юридическому статусу в древнеирландских законах.
Другой исследователь Р.Турнейзен полагает, что внешняя форма алфавита взята из древней кельтской системы мнемонических зарубок на деревянных палочках-бирках, употреблявшихся для счета предметов, для календарных отметок, а также для целей магии и гадания.
Л.Гершель полагает, что сначала эти знаки возникли как зарубки на пастушеских бирках для подсчета голов скота.
Дж.Карни сделал очень важное наблюдение, что в основе огама лежит более ранняя классификация латинских букв, восходящая к I веку до н.э., представленная у Квинтилиана. Дж.Карни так же предполагает, что огам бы изобретен первоначально в качестве тайнописи галлов во времена борьбы с Римом (I век до н.э.). Названия же букв в соответствии с названиями деревьев Карни считает чисто мнемоническим средством для лучшего изучения и запоминания нового алфавита.
Внешняя форма знаков и помещение их на "основной линии" или "ветви", очевидно, взяты из традиционной системы магических и счетных условных знаков, вырезавшихся на деревянных бирках. Огамические надписи на эпитафиях в Ирландии, по всей вероятности, представляют собой уже более поздний этап использования алфавита; первоначально он, видимо, использовался для кратких мнемонических надписей, выцарапанных на дереве и кости, т.е. на материалах, быстро разрушающихся и поэтому крайне редко сохраняющихся в качестве археологических объектов.
Наиболее рациональным предположением считается выдвинутая Э.Мак-Уайтом гипотеза о возникновении огама в южной части графства Корк во второй половине IV века н.э.
Известно, что словом ogam обозначалась не только сама письменность, но и своеобразный тайный язык, одной из особенностей которого являлась замена букв в определённых слогах их названиями. Значение этого слова неясно. Согласно преданию, огамическое письмо было названо так по имени создателя, однако более вероятно, что название письменности было впоследствии распространено на своего мифического создателя. По предположению профессора Риса, слово ogam означает «искусное употребление слов»[1]. По предположению Ричардсона, это слово происходит от греческого слова αγμα, так как создатели огамического письма хотели назвать его по какой-либо особенности, отличающей её от других письменностей. По его мнению, огамическое письмо было названо письменностью agma по той причине, что она усовершенствовала свой образец знаком для звука, называемого в греческомαγμα[2]. По мнению Дэмиена МакМануса, название письменности связано с ирландским словом og-úaim, которое означает «острый рубец», отсылая к рубцу от режущего оружия, с помощью которого высекались надписи[3]. Огамическое письмо, как и руны, имеет ряд особенностей, отличающих его от прочих алфавитных письменностей. Среди особенностей следует выделить алфавитный порядок. Алфавит состоит из двадцати знаков (др.-ирл. feda) и делится на четыре группы, называемых aicmí (мн. ч. от др.-ирл. aicme, что означает «семья»), по пять букв в каждом[1][4]. Другой особенностью является то, что знаки представляют собой чёрточки, нанизанные на основную линию: от одной до пяти чёрточек в знаках каждого aicmí, за исключением forfeda. Сам алфавитный порядок огамического письма называется Beith-Luis-Nin — по названию первых двух букв первого aicmí — beith и luis. Первый aicmí состоит из пяти букв для звуков b, l, n, f, s, поэтому Р. Макалистер предположил, что огамический алфавит изначально назывался BLNFS[5][6]. По одной из теорий, слово Nin, не являющегося названием буквы, но присутствующее в названии и обозначающего буквально «раздвоенная ветка», присутствует потому, что этим словом называлась буква в целом, по другой версии, Nin — обозначение последней буквы первого aicmí', а Luis — не название второй буквы, а сокращение от названий второй, третьей и пятой букв (LVS)[3][7]. Каждое aicmí называется по названию первой буквы, входящей в него. В Aicme Beithe входят буквы b, l, f, s, n; в Aicme hÚatha входят буквы h, d, t, c, q; в Aicme Muine — m, g, ŋ, z, r; в Aicme Ailme — a, o, u, e, i. Также существовали пять добавочных букв — forfeda, которые обозначали дифтонги eo, oi, ui, io, ae[1]. Направление письма — слева направо или снизу вверх. Специальных словоразделительных знаков не было, начало и конец текста выделялись уголками: начало знаком [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение], конец — знаком [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Ниже даны изображения знаков алфавита в зависимости от направления письма[8].
Большинство сохранившихся памятников огамическим письмом восходят к V—VI вв. н. э., распространено оно было в Ирландии иБритании. Большинство учёных сходятся в том, что огам возник под влиянием какого-то другого алфавита: чаще всего в качестве источника называют латинский алфавит, широко распространённый в Римской Британии, и германский футарк (за него говорят, в частности, присутствие букв для звуков H и Z, присущих германским языкам, но отсутствующих в древнеирландском). Создание огама следует относить, вероятно, к IV веку н. э., поскольку лингвистические характеристики самых ранних надписей позволяют датировать их именно этим временем. Так, в огаме присутствует буква, которая, видимо, означала лабиовелярный звук [gw] (в надписях она не засвидетельствована, но явно она присутствовала в огаме изначально). Звук этот совпал в древнеирландском с [g], но он реконструируется на основе соответствий типа др.-ирл. guidid : валл. gweddi `молиться' (при том, что обычно валлийское gw- соответствует ирландскому f-). В ирландской саге «Воспитание в доме Двух Чаш»[9] чародей Мананнан настраивает сына против отца, предлагая заговорить последнего: «И скажи ему, чтобы не возвращался он в дом, который покинет, покуда не станет снова однимогамиаху, земля и небо, солнце и луна». Что такое «аху», достоверно неизвестно. Однако, ясно, что «огам» и «аху» должны составлять нечто единое, когда существование их по отдельности немыслимо. Такое единство могут представлять письмо и материал для письма то есть огам и камень (могильный камень). Чешский грамматолог Ч. Лоукотка[10] упоминает, что ирландцы называли огамом не только само письмо, но и ритуальныйкамень, который клали в головах покойника. Огамические письмена как раз нанесены именно на такие могильные камни. Сравните также формулу ирландских саг: «Установил на могиле камень и высек на нём имя»[11]. Согласно Словарю учёного, Книге захватов Ирландии и ирландскому фольклору, огамическое письмо было изобретено скифскимцарём Фением Фарсайдом, внуком Магога и родоначальником ирландцев. После Вавилонского столпотворения он с 72 учёными изучил смешение языков и придумал еврейскую, греческую, латинскую и огамическую письменности.
Древние кельты никогда не пользовались письменностью для передачи последующим поколениям своих знаний. Но это вовсе не значит, что письменность как таковая была им не известна. Они просто не употребляли ее для архивирования и запоминания фактов. Сама природа огамической письменности препятствовала записи сколько-нибудь пространного текста и любому быстрому чтению. Трудность, связанная с беглым чтением будет понятна, если мы посмотрим на структуру огамического письма.
Огамический алфавит состоит из набора прямых и наклонных черточек и точек, расположенных поперек воображаемой или реальной прямой линии и по обеим ее сторонам. В ирландской терминологии она носит название flesc "ветвь".
В позднем огаме1 основная линия обычно проводилась горизонтально, направление чтения - слева направо. В истинно же огамических надписях на камне основной линией служило острое ребро камня, специально обтесывавшегося для этой цели в форме грубого прямоугольника. Черточки высекались, вырезались или вырубались на соответствующих плоских гранях по обеим сторонам ребра. Направления чтения - снизу вверх и, если этого требовала длина надписи, через вершину сверху вниз.
1 В более поздние времена в средневековом ирландском языке слово "огам" могло обозначать как крайне вычурный поэтический язык, так и разного рода тайнописи, а также способы гадания.
Алфавит Деревьев состоял из четырех групп букв: трех для согласных и одной для гласных. Согласные обозначались черточками от одной до пяти, гласные - точками, также от одной до пяти.
Каждая буква имела свое название, соответствующее названию дерева. Об этом ясно говорится в "Книге из Баллимота"2, где на вопрос: "Как и на какие части делится огам?" дается такой ответ: "На четыре: "В" со своей пятеркой; "Н" со своей пятеркой; "М" со своей пятеркой; и "А" со своей пятеркой". К этим двадцати знакам позднее были добавлены еще пять знаков уже несколько иной формы. Дифтонги в первоначальном варианте огама отсутствовали, их придумали ученые-монахи в средние века.
Для буквы "V" использовался знак, обозначающий букву "F".
2 "Книга из Баллимота" - сборник топографических текстов, содержит в том числе "Книгу Захватов Ирландии", различные законы. Составлена монастырским клириком в середине XIV - начале XV века.
Кроме основного огамического алфавита существуют еще более ста его разновидностей, представляющих собой искусственно разработанные средневековыми схоластами криптографические варианты, никогда или почти никогда реально не использовавшиеся, например, "огам свиней", "огам рек", "огам трав", "огам святых" и т.п. Реально зафиксирован на камнях только "огам деревьев". В отличии от ранних надписей на камне, в поздний период этот алфавит являлся магической тайнописью или служил для разного рода "ученых" упражнений и применялся в книжных вариантах. Огаму учили в монастырских и бардовских школах.
Из почти 350 огамических надписей подавляющее большинство - около 300 - обнаружено в Ирландии. В Уэльсе найдено 40 надписей, большинство из них - латино-огамические - располагаются в районах древней ирландской колонизации (3-4 века). На острове Мэн обнаружено шесть надписей, в Шотландии - две надписи, обе на крайнем юго-западе, на территории королевства Далриада.
Таким образом, очевидно, что огамические надписи обнаружены только там, где располагались (по историческим источникам) колонии либо постоянные поселения ирландцев или скоттов, как их называют римские источники того времени.
Вопреки некоторым утверждениям на континенте Европы не обнаружено ни одной огамической надписи; все упоминаемые в специальной литературе случаи оказывались либо подделками, либо случайными царапинами на камне, кости или другом материале.
Что же касается распределения надписей на территории самой Ирландии, то вырисовывается следующая, весьма любопытная картина. Из 300 с небольшим надписей 258 обнаружены в пределах графств южной провинции Мунстер: Керри, Корк и Уотерфорд.
Древнеирландская литература определяет основной функцией огамического алфавита магическую: вырезанные обычно на дереве отдельные знаки или слова служат для заклятья, предупреждения несчастья или колдовства.
Однако функция надписей на камнях гораздо более прозаическая. Большинство исследователей едино во мнении, что они представляют собой эпитафии, т.е. надгробные надписи. Затруднение состоит в том, что лишь под очень небольшим числом камней при раскопках удалось обнаружить нечто, похожее на захоронение. Возможно, это объясняется тем, что большинство этих плит и валунов было перемещено со своего первоначального места для строительных и прочих целей.
Возможно также, что это связано с кельтским обычаем создания кенотафов, т.е. надгробных и памятных камней без захоронения.
Так же есть другое использование камней с огамическими надписями. В комментариях к текстам древних законов неоднократно упоминается о том, что документом о праве на землю является "огам на вертикально стоящем камне". Т.е. камни служат неким памятным межевым столпом, по мнению исследователя Ч.Пламмера, это подтверждается в тех случаях, когда в огамической надписи фигурируют два лица.
Словарь существующих огамических надписей принято делить на две группы: имена собственные и апеллативы, которых очень мало. Большинство огамических надписей на камнях стоят в родительном падеже.
AB
"аббат" В древнеирландском выступает в орфографических вариантах ap, ab, abb, заимствовано непосредственно из латинского (аbbas).
AILITIR
"пилигрим", в древнеирландском языке ailithir - "странник, человек из другой страны".
ANM
"имя".
AVI
"внук" в значении "потомок вообще".
AVVI
связано с индоевропейским "дед" - *awos. Позднее эта форма перешла в uí.
CELI
"слуга, вассал". В древнеирландском это слово имело широкий круг значений: "слуга, вассал, подданный; товарищ, спутник, коллега". Вполне возможно, что в огамический период это слово имело значение "спутник вождя".
КOI
"здесь", наречие. Восходит к индоевропейской основе указательного местоимения.
ESSI
"он есть", глагол.
INIGENA
"дочь", в древнеирландском - ingen.
LIE
"камень", возможно в смысле "огамический камень", в древнеирландском - lía.
MAGUNO
"слуга, раб", входит в состав других слов.
МAQI
"сын" в родительном падеже, другие формы: MAQQI, MACI, MAIC, MAC, MACCI и еще несколько, более редких.
ME
"мой", притяжательное местоимение.
MEMOR
"памятник, надгробный камень".
MOSAC
"мальчик, слуга", вероятно происходит от слова mossach "грязный".
MUCOI
"потомок". В древнеирландских рукописях это слово писалось moccu или maccu, а также macc úa "сын внука".
NETA
"племянник, сын сестры", а так же "воин, герой, воитель".
QRIMITIR
"священник". Заимствовано из латыни (presbyter) через посредство древнебриттского premter.
SANGTI
"святой". Заимствование из латыни (sanctus).
TOVISACI
"предводитель". Видимо происходит от древнеирландского toisech "первый, главный, вождь, руководитель племени или клана".
TRIA
"три".
VELITAS
"поэт, филид". В древнеирландском языке - fili, множественное число filed.
Теперь сделаем отступление и познакомимся с персонажем, в честь которого этот тип письма и был назван. Изобретение магического огамического письма приписывалось богу Огме, от имени которого и пошло название этого способа письменности. В ирландской традиции Огма - один из богов Племени Богини Дану, назывался "Солнечноликим", сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и искушённостью в поэтическом ремесле, пал во второй битве при Мойтуре с фоморами.
В "Книге из Баллимота" говорится:
"Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей... Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово "огам" происходит от "ghuaim" или "guaim", то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве его ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется "Soim". Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема..."
Греческий писатель Лукиан (II век н.э.) писал, что во время своего странствия по Галлии он увидел изображение старика, одетого в львиную шкуру, язык которого тонкими золотыми и янтарными цепочками был соединен с ушами следующих за ним людей. Один галл, знающий греческий, разъяснил Лукиану, что старик - это аллегория красноречия и имя ему Огмиос. Изображен Огмиос в образе Геракла, одетого в львиную шкуру, поскольку кельты считали, что красноречие обладает большей силой, чем физическая мощь, и достигает своей вершины в старости.
В ирландской мифологии бог Огма известен так же своей воинственностью, вместе с Лугом и Дагдой и другими богами он сражался против фоморов.
Как уже говорилось выше огамическое письмо не является вариантом запоминания или передачи знания, это практическое приложение магии и букв, подвластных богу-вязателю Огме: письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл. Отсюда можно понять, какую угрозу и какое благо оно может представлять. Записанное проклятие было еще более серьезным, чем устная сатира, которой достаточно было всего-навсего умертвить того, кто стал ее жертвой.
Так же упоминаются обереги, которые делались из небольших палочек. На них огамом вырезали охранные заклятия. Такие обереги носили на одежде или хранили дома. Подобные же палочки с огамом использовались для ворожбы.
О сакральном значении Алфавита Деревьев смотрите так же главу 10 и главу 11"Белой Богини" Роберта Грейвса.
Большинство камней или столпов с огамическими надписями обнаружено стоящими в поле или на вершине холма, вне какого-либо археологического контекста. Иногда их обнаруживают на кладбищах среди прочих могильных камней. Довольно часто они использовались ирландскими крестьянами и вмуровывались в стены домов и хозяйственных построек, а также служили ступеньками на пороге дома. Естественно, что в таких условиях не приходится говорить о какой-либо датировке.
Во время археологических раскопок озерного поселения в центральной Ирландии был обнаружен неожиданный реликт. Речь идет об игральной кости продолговатой формы, на ее сторонах цифры 1-4 и 6 обозначены соответствующим количеством точек, а цифра 5 заменена огамическим знаком для буквы "V", что является своеобразным ребусным обозначением. Как отмечает Х.Хенкен, изготовителю этой кости явно были известны как огамическое письмо, так и римская нумерация. Игральная кость датируется II веком н.э.
Естественно, что алфавит, имеющий такую оригинальную форму, издавна являлся предметом гипотез и догадок, связанных с его происхождением. Мы не будем касаться многочисленных фантастических домыслов, неразрывно связанных с давней модой на кельтоманию, на "загадочную мудрость друидов" и прочее.
Большинство серьезных исследователей единодушно считают, что образцом для огама послужил латинский алфавит, но по вопросу об условиях этого заимствования и принципах формального видоизменения знаков существуют весьма противоречивые точки зрения.
По мнению К.Марстрандера, огамическая письменность возникла в первых веках нашей эры как криптография, использовавшаяся друидами в южной Галлии, и в свою очередь, оказала некоторое влияние на рунический алфавит. Основой ее был латинский алфавит в его провинциальной галльской разновидности.
Первоначальным материалом для этих огамических надписей служили дерево и кость, которые в силу естественных причин не сохранились до наших дней. В свою очередь, по мнению Марстрандера, огам заимствовал из рун классификацию знаков на "семьи", но заменил старое членение "три семьи по восемь знаков" на "четыре семьи по пять знаков" под влиянием исконной классификации деревьев и растений согласно их юридическому статусу в древнеирландских законах.
Другой исследователь Р.Турнейзен полагает, что внешняя форма алфавита взята из древней кельтской системы мнемонических зарубок на деревянных палочках-бирках, употреблявшихся для счета предметов, для календарных отметок, а также для целей магии и гадания.
Л.Гершель полагает, что сначала эти знаки возникли как зарубки на пастушеских бирках для подсчета голов скота.
Дж.Карни сделал очень важное наблюдение, что в основе огама лежит более ранняя классификация латинских букв, восходящая к I веку до н.э., представленная у Квинтилиана. Дж.Карни так же предполагает, что огам бы изобретен первоначально в качестве тайнописи галлов во времена борьбы с Римом (I век до н.э.). Названия же букв в соответствии с названиями деревьев Карни считает чисто мнемоническим средством для лучшего изучения и запоминания нового алфавита.
Внешняя форма знаков и помещение их на "основной линии" или "ветви", очевидно, взяты из традиционной системы магических и счетных условных знаков, вырезавшихся на деревянных бирках. Огамические надписи на эпитафиях в Ирландии, по всей вероятности, представляют собой уже более поздний этап использования алфавита; первоначально он, видимо, использовался для кратких мнемонических надписей, выцарапанных на дереве и кости, т.е. на материалах, быстро разрушающихся и поэтому крайне редко сохраняющихся в качестве археологических объектов.
Наиболее рациональным предположением считается выдвинутая Э.Мак-Уайтом гипотеза о возникновении огама в южной части графства Корк во второй половине IV века н.э.