Для чего березу "заломати", и зачем кудряву "завивати".
Автор
Сообщение
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Для чего березу "заломати", и зачем кудряву "завивати". Вс Сен 21, 2014 9:20 pm
Пойду я в лес, погуляю, Белую березу заломаю... Песню помните? Я все удивлялась, что за навязчивая идея такая с «заламыванием этой несчатной березы? Оказывается, это имеет огромный смысл. На Руси существовало поверие, что береза и ее ветви обладают особой растительной силой, что связано как с особенностями дерева вообще - способностью к плодоношению, постоянному обновлению и т.д., так и с природными свойствами растения: на березе листья появляются раньше, чем на других деревьях. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. Весной, в период начала расцвета природы дерево тщательно оберегалось: повсеместно существовал запет "колошить"/ломать березу. Он соблюдался до праздников Семик-Троица, которые в народном сознании связаны с моментом наиболее бурного роста растительности, когда возникала возможность передать продуцирующую силу дерева земле (полям), что является жизненно необходимым для земледельца, и людям. Вот это языческое поверие тесно переплилась с христианским праздником Троицы. Троица праздновалась в воскресенье после языческого праздника Семика , начинавшегося в четверг. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Этот процесс к XIX в. полностью завершился: Троица впитала в себя всю языческую обрядность Семика. Так для чего же «заламывали» березу и как это делали? Совершали ряд обрядовых действий с березой: выбирали молодую гибкую березку и зламывали ее ствол и ветви к земле, в надежде что береза передаст земле свои магические свойства. Получив в дар от березы силу, земля должна была стать особенно плодородной! Но кроме этого, самого главного действа, совершали множество увеселительных ,во многом магических обрядов. вырубали, украшали, обносили вокруг полей, деревень, домов, вносили и устанавливали в поселениях и домах , оставляли в полях, бросали в водоемы. Действия с березой должны были обеспечить поля рождающей силой и влагой (дождем), необходимой для всхода и роста посевов. Песни, исполняемые при этом, носили характер магического заклинания на урожай, получение которого ставилось в непосредственную зависимость от березы. Троицкая березка могла представлять собой антропоморфную фигуру. Срубленное дерево наряжали "в самолучшо девичье платье, приплетали … из кудели косу, украшали "королькам" (бусами); при этом девушки припевали,затевали игры. Во время обходов исполнялись песни магического характера. Шествия по полям сопровождались песнями-заклинаниями на урожай; в них подчеркивалась продуцирующая роль девушек и молодых женщин, совершавших хождения. Девушки совершали еще один обряд. Обряд «завивания» березы. В отличии от заламывания –это был чисто женский обряд. Завивать березу могли лишь молодые женщины и незамужние девушки. Первым береза должна была дать силы родить первенца. Ну, а вторым, понятное дело, поскорее выйти замуж! Девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора ритуального дерева. Не радуйтесь, дубы, Не радуйтесь, зеленые; Не к вам девушки идут, Не к вам красные; Не вам пироги несут, Лепешки, яичницы, Ио, ио, Семик да Троица. Радуйтесь, березы, Радуйтесь, зеленые! К вам девушки идут... Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы:
Березка, березка, Завивайся, кудрявая! К тебе девки пришли, К тебе красные пришли, Пирога принесли Со яичницей.
Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво. На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни. Кумление — один из обрядов Семика—Троицы, который исполняли девушки брачного возраста. Он проводился, как правило, в день завивания берёзки. Наиболее распространенным был вариант, когда девушки — две близкие подруги — подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками. Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» — косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками. Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкои, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки. Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка. Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались. Принято считать, что обряд кумовства скреплял половозрастной союз девушек, совершивших переход в брачный возраст. По окончании праздника, в Троицу или в Духов день, троицкую березку относили к месту ритуального уничтожения: в лес, в ржаное поле, к реке. Обряд проводов был описан в протоколе Святейшего Синода 1741 года: "а оные безчинники в толь великий и святой день (Духов день) вместо подобающего благоговения вышеупомянутые березки износя из домов своих, аки бы некую вещь честную, с немалым людства собранием провожают по подобию елинских пиршеств … в леса…с великой скачкою и пляскою… и с нелепым криком" . В Саратовской губ. с троицкой березкой прощались в Семик, перед завиванием берез. Одна из девиц подходила к деревцу, установленному посреди двора, опрокидывала горшок с водой, поставленный под ним, затем выдергивала березку, бросала её на землю и запевала: "Разыгрался Никин конь, Сломил тычину серебряную Бранской староста, отворяй ворота, Пускай девушек гулять во луга!"
Для чего березу "заломати", и зачем кудряву "завивати".