Тема: Вешнее Макошье (День Земли) 10 мая Вс Сен 21, 2014 9:18 pm
Вешнее Макошье (День Земли) 10 мая Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтятся во день сей Велес и Макошь - Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю После заклятий волхвы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи», гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягают Матери-Сырой-Земле, обязуясь защищать ее от ворогов. освященную горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник. ИМЕННИЦА В ЭТОТ ДЕНЬ БОГИНЯ МАКОШЬ,по верованиям древних славян, богиня, влиянием на людей почти равная Перуну. Это единственное женское божество, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств: олицетворение Матери-Сырой Земли. Будучи богиней плодородия, Мокошь в вид женщины с большой головой и вытянутыми ввысь длинными руками, олицетворяла взаимодействие сил земли и неба. Со временем под власть ее всецело перешло "бабье царство", и Мокошь стали представлять все той же длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а то Мокошь отпрядет. В этом образ древней богини женских ремесел слился с образом Пятницы, которой приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель;, название этого обряда - "мокрида", как и имя Мокошь, связано со словами "мокрый", "мокнуть Макошь - богиня покровительница домашнего достатка и домашнего благополучия в целом, богиня, научившая женщин всевозможному рукоделию. Макошь, как, собственно, и все другие богини, отражает определенный возраст женщины, когда дети уже выросли, есть уже жизненный опыт, и силы как для себя, так и чтобы молодежь поучить. Венедское имя Богини Mokos заключается в понятии «пряжа» - клубок с нитями судьбы. Окончание имени этой Богини на букву «с» аналогично Богу Волосу и Велесу, и является более грамотным. Смягчение окончания и появление бкувы «а» вместо «о» в имени Макошь, связано с устной формой речи и обусловлено дополнением к северному говору южного диалекта (молвы). Попытка обыграть имя Макошь как некие «ма» (ма-ть?) и «кош» (более поздняя - корзина, но до этого так называлась юрта) - не более чем игра слов. Более архаичное имя - Мокос, включает в себя производную понятия «мокрая» (сырая), ибо в этом обнаруживает себя и духовная составляющая Богини Русской Земли - на всей Матери Сырой Земле (планете в целом). Благодаря этой Богине на Руси бытует понятие «неведомой судьбы» так как все нити Судеб в руках у Макоши (Воля которой известна только Роду). Покровительствуя всецело семейному счастью и процветанию - Макошь является достаточно строгой и требовательной Богиней, что могло служить и появлению этой Роженицы Рода в пантеоне Владимира «Крестителя» во время религиозной реформы 980 - 988 годов. При детальном изучении этого пантеона можно отметить умышленный отбор богов с неистовым нравом - с целью укрепления княжеской власти под эгидой самых суровых богов. С приходом христианства языческая культура Макоши несколько упростилась и перешла к Параскеве Пятнице. Естественно, как и в любой другой аналогии с христианскими святыми Параскева Пятница не является аналогом Макоши, но является Её воплощением в Православии - аналогично тому, как сама Макошь является воплощением Матери Сырой Земли. Одним из атрибутов Богини служит рог изобилия, олицетворявший понятие счастливой судьбы и земного обилия. Так, например, Макошь изображена на Збручском идоле. Макошь помощница женщинам в ведении домашнего хозяйства и особенно в рукоделии. Она невидимая пряха, вмешивающаяся в женские работы. Имя богини регулярно встречается в поучениях против язычества в 15-16 веках. Так в 16 веке среди стандартных исповедальных вопросов к церковным прихожанкам был и такой: "не ходила ли еси к Макоше?". Уже сам этот вопрос означает, что где-то есть доступное капище с изваянием богини. Есть и записи о вере в Мокошь на русском Севере в 19 веке. Имя богини буквально переводится как "мать наполненной корзины", мать урожая, мать изобилия. В некотором смысле Мокошь надо понимать и как богиню жребия, подательницу грядущих событий. Мокошь причисляют к общеславянским божествам (имя это встречается не только у восточных, но и у западных и южных славян), а потому истоки этого культа могут уходить в далекую «дославянскую» древность. Название одного из обрядов, связанных с ее культом, называется «мокрида», что наводит на мысль о связи Мокоши с понятием мокроты; кстати, в жертву этой богини в поздние времена бросали в колодец пряжу, кудель. Таким образом, мы знаем Мокошь как пряху и колдунью, как богиню урожая и вегетативной силы растений, как Роженицу, как богиню белого света и мирового дерева. Обращения к Мокоши происходят весной и осенью, и являются земледельческими праздниками, ибо Мокошь указала людям, как возделывать злаки и как вызывать их рост заклинаниями. Первый весенний праздник Мокоши происходит в форме поклонения русалиям. Стены храма Рожениц покрывались изображениями цветов, деревьев и птиц, несущих весть от людей богине. Эти птицы небесные есть духи. Нижняя часть стены занималась полотенцами со знаками, дающими урожай, знаками Солнца, знаками Перуна, несущими тучи и дождь. По весне в храме исполнялись русальские танцы. Выбранная из знати красивая женщина надевала платье, подобное одежде Мокоши - белого цвета с длинными рукавами, движение которых уподоблено движению и колебаниям несущих жизненную силу вод. Танец этот возбуждал русалий к игрищам и проявлению страсти. Некогда такой волшебный танец исполняла Царевна-Лягушка. Простой народ справлял этот праздник в честь Мокоши и русалий в естественных условиях - на открытой, начинающей зеленеть поляне, под горой у воды. Поскольку крона мирового дерева уходит в земные недра, то Мокошь несет и часть силы Матери-Земли. Чтобы подчеркнуть эту роль богини, идолы ей ставили у колодцев с хорошей водой.