Тема: Зазывание (кликание) весны Сб Мар 28, 2015 8:04 pm
Праздник на третьей или четвертой неделе Великого поста, обозначал переход ко второй половине поста. В большинстве мест совпадал с днем Преполовения в честь ветхозаветного праздника кущей. В народном православии получил название середо-крестия. Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась Пасха, символизирующая наступление вёсны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с раскрытыми крыльями. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками». Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички: Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, принесите нам лето теплое! Нам зима надоела, Весь хлеб у нас поела, Всю скотинку поморила. Некоторые заклички были обращены к живительным силам природы: Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С радостью, с огромной милостию: Со льном большим, С корнем глубоким, С хлебом великим. Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки собирали и хранили. Весной, во время сева, их бросали в сетево. С крестообразным печеньем был связан особый ритуал гадания. В отдельные печенья клали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Следуя игровой традиции, иногда запекали и таракана. Часто крестообразное печенье давали детям, они бегали с ним от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички: Крестики, крестики, жавороночки, Крест подают и водой обдают, Половина-то говина[ 3 ] перевалится, Кадка с молоком перекатится. Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с более древних времен. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. Участие детей тоже не было случайным. В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем основными участниками стали дети, заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Дети собирались на освободившихся от снега лужайках, водили хороводы, играли с «жаворонками» и громко выкрикивали заклички. Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев, прятали его под застрехи в сараях, домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту. Во время совместной трапезы с печеньем совершали и другой ритуал. Собравшись за столом, все члены семьи брали по одному печенью и одновременно разламывали. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан — будущие сплетни, чешуйка хмеля — веселье. Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Пекли небольшие шарики-колобки, выбрасывали на улицу и приговаривали: Мороз Красный Нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся подобру-поздорову. Иногда вместо колобков варили овсяной кисель и выставляли его в миске на краю поля или на крыльце. Затем Мороз приглашали отведать кушанье: Мороз-Мороз, не тронь мой овес, Приходи кисель есть. Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.