Тема: Третий Спас — праздник спасения Чт Июн 08, 2017 3:19 pm
Третий Спас — праздник спасения
В августе, 29 числа, весь верующий народ празднует Третий Спас, который посвящен Иисусу Христу — Спасителю. Старинное предание гласит: управляющий месопотамским городом Авгарь, был подвержен проказе. Он хотел избавиться страшной болезни, поэтому зная об чудотворных возможностях Христоса, оправил к нему живописца Ананию. Он передал письмо, в котором управляющий обращался с просьбой к Господу посетить его, дабы излечить от недуга. Сын Божий пообещал, что попросит прийти к нему своего ученика. Ананий старался воспроизвести изображение Иисуса, но ничего не вышло. Увидев это, Христос взял полотенце и отер им лицо, после этого на нем отобразился его лик. Уже после Перехода Христа в царство Божье, апостол Фома отправил Фаддея (представитель многочисленных учеников Христа) к царю, который благодаря этому образу избавил его от болезни. После этого чуда здесь распространилось христианство. Царь Авгарь закрепил Нерукотворный образ над входными вратами города, который позже похитили мусульманские представители. Прошло целых 9-ти столетий, и только потом он возвратился, благодаря императору Византии — Михаилу III. Уже в 994 г, во времена правления Константина Багрянородного транспортирован в Константинополь. С того времени и принято празднование Третьего Спаса.
Существуют и другие иконы Христа, среди них:
«Спас на полотне»
«Спас Нерукотворный»
А новгородская икона считается самой известной и высоко ценится.
Икона «Спас на полотне» так же трактовалось народом, как «Холщовый Спас» или «Спас на холсте», потому как именно тогда проводились ярмарки, где покупались полотна. Некоторые территории вместо празднований проводили обряды, посвященные последним снопам. Соответственно, в источниках часто встречается версия Хлебного Спаса.
Ярко гуляет российский народ на Третий (Хлебный) Спас на местных ярмарках, радуясь окончанию Успенского поста. В давнопрошедшие времена без веры жизнь была немыслима, а поэтому все чаще народные гулянья, совпадали с церковными торжествами. Вот и в день Хлебного Спаса хозяйки выпекают из новой муки караваи, хлеб да пироги, а блюда дополняют в этом году собранными орехами и угощают ими свою родню и всех знакомых.
А в древности в канун праздника осуществлялся подсев озимой. Было принято по окончанию семейной молитвы, хозяйкам дома на поля отправлять своих супругов с хлебом и солью, а на телегу обязательно клали снопы в количестве 3-х штук, а сверху мешки с посевом. А на самом поле их ожидали местные ребята с гречневой кашей. По окончанию посева, вкусности съедались вместе с семьёй.
Ещё одно значение праздника
Встречается и вариант Орехового Спаса, потому как к этим дням созревали орехи и припадал их сбор. В Рязанской губернии, возле усадеб с близлежащими посадками орехов, в лес направлялась самая опытная женщина для пробной сборки. Весь объем, который был собран ею в течение дня, служил ориентиром для всего женского пола. В определенный день крестьянские, дворовые женщины и горничные девушки разлаживали ковер с веретьями на лесной поляне. От этого места они и расходились собирать орехи, которые сначала помещались в фартуки и в последующем пересыпались здесь. Эта работа занимала порой несколько дней. Народом считалось, каков урожай орехов — таким будет в следующем году урожай ржи.
К Спасу отлетали все ласточки и журавли. Считалось, что все птицы отлетают в свой срок, именно журавель должен улететь к Третьему Спасу. Если он не отлетал, то зима будет поздней.
Во всех городах этот день открывал «великоденские» празднованья.