Точно так же ретроспективно достроены и карты. На самом деле они имеют мало общего не только с древними символами, но и со своими предшественницами: даже в XIX веке Старшие Арканы понимались иначе, чем в XX, не говоря уже о XIII, XVII и так далее.
Мало того, ясно, что каждый человек тоже понимает их по-своему - в меру своего тезауруса, особенностей личности, даже настроения. И художник, рисующий карты, тоже выражает в них себя. Правда, в картах Таро, как в русской иконе, есть свой канон; но есть художники, не придерживающиеся канона (Сальвадор Дали).
И тем не менее карты от этого ничего не теряют. Пусть в одной колоде карта Силы имеет восьмой номер, а в другой - одиннадцатый, в колоде Райдера-Уэйта на карте Влюбленных изображены две человеческие фигуры, у Папюса - три, а у Алистера Кроули - целых четыре: общий, так сказать, генеральный смысл карты, ее монада все равно остается прежней.
Однако каждая новая фигура, каждое изменение номера или цвета влекут за собой изменение частностей, привносят в карту новые смыслы. А начав работать с картами, вы обнаружите, что и каждая новая ситуация, каждая новая мысль, возникшие в связи с той или иной картой, тоже прибавляют что-то, обогащая не только ваш, но и ее тезаурус, ее эгрегор.
Наконец, каждая карта "многослойна" и даже "многомерна": она может указывать на конкретные события и на значение этих событий, на процессы, происходящие в подсознании, в сознании и в сверхсознании, на уровне физического, астрального или ментального тела, она может касаться судьбы одного человека, семьи, фирмы, региона, страны и целого континента, всего земного шара, Солнечной системы и даже галактики.
Поэтому Арканы Таро - не догма, и работа с ними - не ритуал. Арканы - не просто предметы материального мiра и даже не символы в обыденном смысле слова, а комплексы символов наподобие тех же русских икон, такие же "окна" в мiр духовный. Как писал Павел Флоренский, "Иконостас есть граница между мiром видимым и мiром невидимым". Только за иконами мы видим образы святых, то есть по сути дела личности, а за Арканами - образы идей, существующих столь же реально. Слово "икона" (eikon) в переводе с греческого и означает "образ".
Далее Флоренский в той же статье ("Иконостас", 1922) пишет: "Иконостас есть сами святые, и если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся в храме всегда было видящим, - никакого другого иконостаса, кроме предстоящих самому Богу свидетелей Его... в храме и не было бы". Так и Арканы Таро нужны лишь как помощь, временная опора для тех, кому трудно видеть духовным зрением. Те же, у кого оно развито, могут пользоваться и чистыми листками бумаги или даже просто мысленно "раскладывать карты", то есть обращаться прямо к идеям, которые они олицетворяют.