Тема: Скандинавская мифология Ср Мар 06, 2013 7:33 pm
Как и остальные народы древности, живущие родоплеменным строем, древние германцы были разделены на различные племена. Это приводило к значительной разнице в их верованиях, в составе племенных божеств, в степени влияние на их воззрения соседей.
Древнегерманскую мифологию можно разделить на две большие части - мифологию континентальных германцев и мифологию северных, скандинавских стран. Континентальные германцы уже с самых ранних времен подверглись влиянию своих ближайших соседей - римлян, а также кельтов. Начавшаяся христианизация Европы также затронула их первыми. По этой причине самобытная германская мифология лучше и дольше сохранялась у северных скандинавов, удаленных от посторонних влияний. Именно северогерманская мифология дошла до наших времен, сохраненная двумя выдающимися памятниками европейской литературы - так называемыми "Старшей Эддой" и "Младшей Эддой". Первая из них представляет собой сборник поэтических гимнов, вторая написана прозой и принадлежит перу одного автора - исландского скальда Снорри Стурлусона, жившего в 13 веке.
По скандинавским мифам в начале была только мировая бездна Гинунгагап, заполненная мраком и пустотой. В этой бездне родился двуполый великан Имир, давший начало миру. Боги рассекли его тело на части и создали из них землю, воду и небо. Затем трое великих богов - Один, Лодур и Хенир - подняли со дна мирового океана сушу, обустроили ее и вдохнули жизнь в первых людей. Так было положено начало существующему порядку вещей.
Главные боги скандинавского пантеона - Один, Тор, Фрейр, Локи, Хеймдалль, Тюр, Ньерд отличаются разнообразными функциями и характерами. Богини - Фригг, Фрейя, Идунн, Сив также обладают индивидуальными чертами. Например, Сив отличается золотыми волосами, выкованными для нее карликами-цвергами.
С каждым из божеств связан целый цикл мифов. Наибольшее внимание воинственных викингов привлекали сказания о борьбе бога-богатыря Тора с чудовищами-етунами, живущими в демонической стране Ётунхейме. Тор изображается рыжебородым воителем, вооруженным молотом Мьелльниром. Он ездит на повозке, запряженной двумя необыкновенными козлами - Тангниостром и Тангрисниром. Каждый вечер Тор убивает своих козлов и жарит их мясо себе на ужин, а утром возвращает их к жизни и продолжает свой путь.
Большинство сюжетов, связанных с Тором, повествуют о его борьбе с етунами. Однажды великан Трюм похитил его сакральное оружие - молот Мьелльнир. Тогда Тор вместе с самым хитрым и изворотливым из богов, Локи, отправился в логово своих врагов. Боги переоделись в женщин, чтобы их не узнали, и предстали перед великанами в облике их невест. На свадебном пиру Тор потребовал молот, и как только он оказался в его руках, перебил великанов.
В другой раз великаны подвергли Тора испытаниям: они предложили ему выпить рог, наполненный водой, побороть противника по имени Элли, поднять над землей кошку. Его спутникам - Локи и Тьяльви, они предложили состязания в беге с Хуги и в еде с Логи. Тор, обычно отличающийся огромной силой и аппетитом, не смог справиться с заданием, а его спутники уступили соперникам. Лишь после провала выяснилось, что боги, сами не зная того, находились под воздействием чар. В роге была заключена вода всего мирового океана, Элли Тор не смог побороть, потому что Элли - это старость, а кошка, которую он пытался поднять - это мировой змей Ермунганд, опоясывающий своим телом всю сушу. Тьяльви не смог обогнать Хуги, потому что Хуги - это мысль, а Локи уступил Логи в скорости еды, потому что состязался, как выяснилось, с огнем.
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Re: Скандинавская мифология Ср Мар 06, 2013 7:33 pm
Другой популярнейших мотив, связанный с Тором - это его так называемая "рыбная ловля". В мифах Тор предстает противником страшного мирового чудовища - змея Ермунганда. Тор пытается выудить его из воды, но сделать это отнюдь не легко - ведь для этого нужно почти что перевернуть мир. Этот мотив пользовался у древних скандинавов особенной популярностью.
Главное божество скандинавов, глава северогерманского пантеона - могущественный и загадочный бог Один. Один распределяет победы и поражения викингов, когда те сражаются. Павших в битве воинов он принимает в Вальгалле - чертоге убитых, где воины проводят время в пирах и сражениях. Время от времени Один выводит своих подданных на охоту и мчится вместе с ними по небу - этот сюжет дал начало так называемой "Дикой охоте" - поверью, широко распространенному по всей Европе в Средние века.
Другой интереснейший персонаж скандинавской мифологии - бог-обманщик Локи. Это самый коварный и изворотливый из всех богов, который в своих интересах часто подводит своих собратьев, но иногда и помогает им.
Однажды, во время странствий по Мидгарду (земному миру), Один, Локи и Хенир остановились на привал. Однако прилетевший откуда ни возьмись орел начал мешать им жарить мясо и требовал себе лучших кусков. Тогда Локи, чтобы отогнать орла, ударил его палкой. Тут-то он и попался: орел оказался великаном Тьяцци, принявшим птичий облик, чтобы ввести богов в заблуждение. Тьяцци унес Локи в свое жилище и согласился выпустить только в том случае, если Локи поможет ему завладеть богиней Идунн, владелицей золотых яблок, дарующих молодость. Локи вынужден был согласиться, заманил Идунн в ловушку и передал ее Тьяцци. Однако боги, лишившись своих молодильных яблок, начали стареть и подступили к Локи с угрозами убить его, если он не вернет все на место. Тогда Локи, обернувшись соколом, вновь полетел к Тьяцци, похитил Идунн и доставил ее в Асгард, город богов, а преследовавшего его Тьяцци боги убили.
Локи также инициатор убийства солнечного бога Бальдра, которое приводит в конце концов к крушению мира. На свободу вырываются страшные чудовища, многие из которых порождены тем же Локи. Боги сражаются с ними и погибают в борьбе. Земля переживает всемирный потоп, а в довершение всего явившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все, что осталось после потопа. Однако гибель мира не окончательна - он должен возродиться вновь. Сыновья богов вновь должны заселить то место, где прежде стоял Асгард - их город. Также и люди должны возродиться от единственной пары, уцелевшей в священной роще.
Уже в начале нашей эры (а может быть, и ранее) у германцев существовали письмена — руны, которые первоначально использовались лишь для магических и культовых целей. Для религиозных представлений германцев характерны почитание сил природы (огня, небесных светил), олицетворение их в виде богов (Вотан, Доннар, Циу). Некоторые божества носили племенной характер, и поклонение им было локально ограничено. На северном побережье Германии, например, ряд племен почитал богиню Нерту. Согласно Тациту, германцы делали попытки составить генеалогию богов — прародителей отдельных племен; прародителем трех основных групп германских племен, упоминаемых Тацитом, — ингвеонов, иствеонов и эрминонов — считался первый человек — Манн, сын бога Туисто, рожденного верховной богиней — матерью-землей. Существовала вера в загробную жизнь, о чем свидетельствуют наличие оружия и предметов обихода в погребениях и культ предков. Во 2-й половине 3—4 веков обычай сожжения трупов умерших уступает место их захоронению. Германцы приносили жертвы богам (людьми и животными). У них имелись жрецы и предсказательницы. В источниках упоминаются особые места культа — священные рощи, но храмов, очевидно, не было.
В целом скандинавская мифология производит суровое и возвышенное впечатление. Очевидно, что она принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшимся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведет к гибели мира, и все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным положением скандинавских князей-ярлов, их дружинников и поэтов-скальдов, творивших в дружинной среде. Чтобы поддержать свое высокое положение в обществе, викинг-воитель должен был без страха бросаться навстречу опасности, иногда заведомо зная, что этот поступок приведет его к гибели. Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить его в решимости не отступать, но бесстрашно исполнить свой долг. Таким образом, скандинавская мифология - плоть от плоти тех суровых условий, в которых жили те люди, что изобрели ее.
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Re: Скандинавская мифология Ср Мар 06, 2013 7:34 pm
Боги скандинавской мифологии
Один - верховный бог в скандинавской мифологии. Один наделен чертами могучего шамана, мудреца, он — бог войны и раздоров, хозяин вальхаллы, ему подчинены валькирии. У древних германцев континента Одину соответствовал Вотан (Водан).
Тор - один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия (у древних германцев континента ему соответствовал Донар). Тор — главный защитник богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Изображался рыжебородым богатырем, вооруженным боевым молотом.
Локи - бог, популярный персонаж скандинавской мифологии, тип мифологического плута (трикстера), в котором переплетены черты комизма и демонизма. Локи участвует вместе с Одином в сотворении людей, как спутник прямодушного Тора помогает ему хитростью в борьбе с великанами. В Эдде Старшей (в "Перебранке Локи") Локи выступает как злокозненный хулитель богов. В эсхатологических мифах он отец страшных чудовищ — мирового змея, волка Фенрира, хозяйки царства мертвых и других, подстрекатель к убийству светлого героя солнечного бога Бальдра, участник последней битвы перед концом мира (ведет против богов корабль мертвецов).
Фрейр - в скандинавской мифологии бог плодородия, богатства, мира. Брат (и муж) Фрейи, муж Герд (по-видимому, богини земли). Атрибуты Фрейра — чудесный корабль Скидбладнир и вепрь Гуллинбурсти. Культ Фрейра (или Ингви, откуда название шведского королевского рода Инглингов) был распространен по всей Скандинавии (особенно в Швеции).
Фрейя - в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви, красоты. Сестра (и жена) Фрейра, жена Ода, которого она ищет по Земле, оплакивая золотыми слезами. По-видимому, Фрейя — более позднее имя богини Фригг.
Фригг - в германской мифологии богиня брака, любви, семейного очага. Жена Одина (Вотана).
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Re: Скандинавская мифология Ср Мар 06, 2013 7:34 pm
Термины скандинавской мифологии
Валькирии (нем. Walkure, от др.-сканд. Valkyrja, буквально — выбирающая убитых) - в скандинавской мифологии воинственные девы, дарующие по воле бога Одина победы в битвах. Валькирии отбирали после сражения храбрейших из павших воинов и отводили их во дворец Одина — Вальхаллу, где прислуживали им во время пиршеств. Образ валькирий использован в музыке и поэзии нового времени (опера "Валькирия" Р.Вагнера и другие).
Вальхалла, Валгалла (др.-сканд. Valholl — чертог мертвых) - в скандинавской мифологии — дворец верховного бога Одина, куда попадают после смерти павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь.
Бифрест - в скандинавской мифологии радужный мост, который связывает землю с Асгард - обитель богов.
Руны и рунические надписи - знаки древнейшего германского алфавита (со 2 века до позднего средневековья), высекавшиеся или вырезавшиеся на камне, металле, дереве, кости и распространенные в Скандинавии, Исландии, Гренландии, Англии, Северной Европе, Северном Причерноморье, в Старой Ладоге и Новгороде. Древнейшей считается надпись на наконечнике копья из Эвре-Стабю (Норвегия, около 200 года н.э.). Состав алфавита и начертание рун менялись с течением времени. Различаются старший рунический, так называемый футарк, и младший рунический, или датские руны, алфавит. Старший рунический алфавит содержал 24 руны, младший — 16 рун. Младший алфавит постепенно вытеснил футарк, последовательной редукцией и модификацией которого он является, и утвердился в Скандинавии примерно к концу 8 века. Другие типы рунических алфавитов были функционально или географически ограничены: так называемые усеченные руны (нем. Stutzrunen), широко распространенные в Швеции и Норвегии в эпоху позднего средневековья и иначе называвшиеся шведско-норвежскими рунами; пунктированные руны, возникшие не раньше 12—13 веках; англо-саксонские руны, включавшие в свой алфавит 33 знака. Знаки рунического алфавита могли читаться слева направо, справа налево, или бустрофедоном. Словораздел (при помощи пунктиров или точек) встречался редко. Происхождение рун окончательно не выяснено. По мнению норвежского рунолога К.Марстрандера, они являются модификацией одного из североиталийских алфавитов. Рунические надписи (футарк) чаще всего состоят из одного или нескольких слов, например: имя собственное, посвящение или магическое заклинание типа (alu) на брактеате (круглой подвеске из золота) из Дарума. Надписи из нескольких строк — явление редкое. Надписи, выполненные младшим алфавитом, состоят обычно из нескольких строчек. Для рунических надписей характерны стереотипные формулы, наличие элементов сакральной и поэтической лексики, магические заклинания, общая приподнятость тона. В языке старших рунических надписей можно усматривать своеобразное литературное койне (язык общения коллектива, говорящего на родственных языках или диалектах), первый в истории германских языков литературный, наддиалектный язык.
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Re: Скандинавская мифология Ср Мар 06, 2013 7:34 pm
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ, мифологические представления, бытовавшие до 11 в. среди норвежцев и родственных им народов – шведов и датчан. В 9–10 вв. викинги принесли эти мифы на Русь, на Британские острова, в Исландию и Гренландию, но сохранились они только в Исландии по причине ее относительной изоляции и поздней христианизации. Изначально основные представления этой мифологии бытовали среди группы родственных народов (в частности, предков нынешних голландцев, немцев и англосаксов), которые в 1–5 вв. мигрировали из Скандинавии на юг и на запад, в Ютландию и низовья Рейна. Именно через скандинавскую мифологию до нас дошли значительно более древние мифы, некогда общие для норвежцев, шведов, датчан, исландцев, голландцев и англосаксов. Комплекс мифов, бытовавших среди этих северо-западных индоевропейцев, никогда не отличался однородностью, поскольку мифология родственных племен непрерывно развивалась вплоть до христианизации этих регионов (Англия в 597; Исландия в 1000). В мифологии северо-западных индоевропейцев наличествуют связи и параллели с мифологиями греков, римлян, индусов, а также хеттов. Проиллюстрировать эти связи можно на примере древнеиндоевропейского верховного божества – Небесного Отца. Индоевропейская форма его имени реконструируется как *Djevs (звездочка показывает, что форма гипотетична). Древним индийцам этот бог был известен как Дьяус, грекам – как Зевс, римлянам – как Юпитер (Йовис), а древним обитателям Северо-Западной Европы – как Тивас; готы звали его Тиз, древние германцы – Зиу, древние фризы и бритты – Тиу, древние норвежцы – Тюр. Все варианты имени однозначно восходят к форме *Djevs.
Два основных литературных источника скандинавских мифов – Старшая Эдда и Младшая Эдда, созданная Снорри Стурлусоном (1178–1241).