Русский народный праздник Ивана Купала. Купальские обряды с водой, огнем, травой
С давних эпох постоянно люди всего мира отмечали в первую неделю июля триумф зенита летнего сезона. На Руси таким празднеством по праву является сегодня Иван Купала, который практически во всей Европе называют Иванов день. В ночку с 6 на 7 июля абсолютно все подряд справляют названный мистический, таинственный, но в тоже время бесшабашный, а также развеселый и беззаботный праздник, наполненный обрядовыми деяниями, правилами, а также запрещениями, песнями, приговорами, многообразными приметами, гаданиями, сказаниями, суевериями. Это самое почитаемое разгульное торжество в году. Россиянами строго исполняются все его обряды. А как веселиться молодежь весь день и всю ночь. Праздничные все дни относящиеся к летнему солнцестоянию: и русальная неделя перед солнцеворотом — Купалой и зелеными Святками. Как и для зимних, так и для зеленых Святок характерен сложный распорядок обрядов, магических действий, но летний ритуал, уже связан, прежде всего, с внимательностью к предстоящему урожаю. Для торжества характерны ночные ритуалы, в основе которых обряды с водой, огнем и травой.
Об истории праздника
Еще начиная с эпохи идолопоклонничества у древнейших русичей обитал бог Купало, одухотворяющий летнюю плодоносность. Для его почтения по вечерам и пели песенки, и скакали над огнищем. Все эти ритуалы перевоплотились в годичное отмечание дня солнцестояния, перемешивая в себе языческие и раннехристианские обычаи. Иваном божество Купало начало зваться после завершения крещения Руси, в то время, когда его сменил не кто иной, как Иоанн Креститель (правильнее — его праведный образ), крестивший непосредственно Христа и чье рождение праздновалось 7 июля. Для многих стран он церковный праздник, но православной церковью он не признается и относится к языческим. Церковью в Иванов день отмечается Рождество Иоанна Предтечи.
Купальские обряды
Обряд очищения огнем
На Руси с целью зажжения купальского костра использовалась природная искра. Почтенное старшее поколение через трение высохших веток добывало пламя, и покуда тянулась такое занятие, сгрудившаяся рядом гурьба хранила безмолвье. С данного церемониала развивалось первое сумеречное представление. Через затеплившийся жар возжигали абсолютно все прочие святые огнища.
Непосредственно по себе «ярилино пламя» обязано было оказать содействие светилу овладеть вершиной небосклона — это было признаком грандиозной победы света над тьмой. Разжигая пламя, а также сохраняя его вплоть до утреннего рассвета, народ будто приветствовал обновление небесного светила
Костры размещались на свободных от посевов полях, в области берегов водоёмов, главным образом на буграх, а также на возвышениях либо на местечках, в которых чаще всего развлекалось юношество, на «ярилиной опушке».
Русское крестьянство стремилось раззадорить огнище как следует выше. В соответствии с этим удачным поводом почти всегда устраивались соревнования среди селений. Как закон, множество дворов хуторов собирались к единому кострищу, рядышком с которым старая гвардия и юношество соучаствовали в организации и приготовлении большущего церемониального костра.
Сжигались бочки, коряги, пучки соломы и колеса, нацепленные сверху на шесты, именно они олицетворяли небесное светило. Как только лишь появлялись языки пламени, народ оживлялся и затягивал песню. Девы в торжественных уборах, обвязанные чернобыльником и запашистой муравой, с цветочными веночками на красивых головушках, и неженатые удальцы хватались по двое за руки и прыгали чрез огнище. Надеялись, что пламя огня очищает, усиливает и испытывает на крепость любовь. Еще считали, что если языки огня не тронули скачущего, такой окажется необыкновенно везучим и счастливым, иначе говоря, проворно отыщет собственную 2-ю половинку. Юноши прыгали через гигантские огнища во славу богов Ярилы или Перуна, с намерением продемонстрировать свою лихость, силу и неустрашимость.
Молодое племя, наскакавшись через костры, организовывало гулкие развеселые бесстыдные зрелища, борьбу, бег наперегонки. Несомненно, забавлялись и в горелки.
В представленные сутки крестьяне опоясывались поясами из цветков, на головушку набрасывали венки из трав-мурав. Водились в хороводах. Заливались песенками.
В песнях, которые раньше распевались в деревеньках, Купалу величали сердечным, честным, радостным и праздничным. Девицы кудрявили березки, плели огромные венки из трав и цветов, которые к вечеру опускали на водную поверхность речек, присматривая, как и в какое место, они доплывут. Если вдруг веночек утопает — это означает, что жених остыл, разлюбил и замуж за него отнюдь не выйти.
Обряд очищения водой
В ядре, всех без исключения ритуалов купальского дня и ночи, располагается поклонение воде, а также солнцу.
Ивановы сутки заполнены ритуалами воды, их в совокупности и именуют чистоплотными. На зорьке такой ночи стало традицией купаться и обмываться, веря, что такое купание наделено целительной силой. Такой же целительностью обладала и купальская роса. Ею мыли лица и руки, преследуя цель расправиться с всевозможными болезнями, да и затем чтобы на коже личика не водилось ни угрей, ни прыщиков. Умывание росою вплоть до наших времен находят эффективным способом для сохранения красы и молодости. Росою вспрыскивали в жилищах спальные места и стены для устранения клопов и тараканов.
Важным из популярных обычаев являлось поливание любого встречного грязевой водой. Полагали, чем больше люди мчатся окунаться, тем невиннее станут их души. Сельские юноши облачались в нечистое белье и двигались с огромными кувшинами и ведрами к водоемам, в которых заполняли их водой с тиною и илом, а то и просто жидкой грязью. Они вышагивали по селу, обливая каждого, за исключением дедушек и бабушек, а также малолетних детишек. Но зато охотнее всего обливали девиц. Парнишки вторгались порой в жилища, вытаскивали против воли девушек во двор и там окатывали грязевой водичкой. Девицы в отместку молодым людям неслись на реку за водой и грязью. Завершалось все тем, что молодежь дружно и сообща мчалась к озерам и рекам, на которых плескались совместно. Впрочем, далеко не во всех ареалах России позволялось окунаться в озёра. В отдельных уездах Ярослава крестьянство признавало такие сутки именинами водяного, которому никак не нравилось, если вторгались в его собственную «аква зону» и он после волнений тащил на дно первого попавшегося опрометчивого.
В небольших русских регионах было известно, что исключительно после завершения Ивановского дня чистоплотные христиане имеют возможность плескаться в реках, озерах и прудах, так как Иванка освящает их, да и подавляет абсолютно всю водяную нелюдь.
Бытовало немало очистительных обрядов водой. Многие из них стали традицией и выполняются в нынешнее время.
Ивановские травы
Простой народ веровал и надеялся, что абсолютно все волшебные и животворные травы распускаются лишь однажды в ночь на Ивана Купалу. Это период роскошного расцвета флоры: в изобилии ягоды, грибы, да и сочок в муравках.
Именно поэтому предвидящие и опытные крестьяне, а в особенности сельские знахари и колдуньи, ни под каким предлогом не упускали возможностей Ивановой ночи и запасались целебными корешками и травами на круглый год.
Люди неоднократно испытали, что абсолютно все чудотворные и живительные травы набирают силу как раз к Купальской зорьке, особенно если их заготовить до того как на них пообсохнут росы.
Множество трав имеют особые поразительные свойства.
Петров-крест — «крест» располагается в корне, на большой глубине 2-х аршин, и ограждает от нечистой силы.
Разрыв-трава — почиталось, что если вдруг намазать ею булат, то он рассечёт и крепчайшую сталь и гранит.
Чертогон — ее клали в расселину над калиткой либо прямо под кровлю для оберегания от демонов.
Зяблица — приходит на выручку от плача младенцев, для умножения ее влияния ее пропитывали молоком.
Расперстьице — просушивали, дробили в присыпку и припудривали ею порезы, гнойники, припухлости.
Плакун-трава. Сила в её корне. Прогоняет злых духов, хозяин же его вызывает у находящихся вокруг трепет и ужас.
Терлыч-зелень применялась с целью приворота парней. Девицы носили её около груди за пазухой.
Огромный авторитет имели богородские травы — для окуривания вновь отелившихся буренок, кровоостанавливающая пастушья сумка. Страдающие ревматическими болями засушивали много жгучей крапивы. Заячьею капустой заживляли раны, ожоги. От простуд, кашля каждая имела мать-мачеху, душицу, багульник. Как украшение и символика были дары флоры — цветы Иван-да-Марья, представляющие солнце и воду.
Папоротник
Главный символ праздника — это царь цвет — папоротник, окруженный колдовскими чарами.
Ходили кривотолки, что полуночью на Купалу раскрывается папоротник. Упоительный и дивный цвета пламени цветок способный определить счастливчику местопребывание всех без исключения кладов, как бы их глубоко не запрятали. Близ полуночи на просторных и размашистых листьях папоротника зарождается бутон, который подымается все значительнее и значительнее. Вслед за тем он болтается, перелистывается и затевает «подскакивать». Точно в полуночь развившийся и сформировавшийся бутон с треском распахивается и из него показывается кроваво-багряный цветок-огонек. Никто сорвать его никак не сумеет, а вот ежели в этот момент будет рядом, абсолютно все его просьбы осуществятся.
Купальские венки
Венки — атрибуты неописуемо красивых обрядов. Важность их невозможно просчитать. Им причисляли защитную мощь. Модель их — это лазурная символика кольца, освещающего вечность. История их началась в давние времена. Несколько эпох тому назад в Египте и Элладе лавровые венки имели возможность надевать лишь величественные особы, из-за того что венец представлялся знаком роскошности.
На Ивана Купала любая девушка плела венки из дивных полевых и лесных растений почти всегда по 12, но подчас и по 16 зрелищных вариантов. К вечеру после заката палящего солнца ворожили, кидая их в речку либо озерцо. Такая церемония получила название «безмолвная вода». Уповали на любовь, продолжительность срока жизни и везение. Почти всегда незамысловато загадывали желание. При условии, что венок удалялся вдаль не утонув, знали — оно сбудется. Если он тонул — это вызывало плохое предчувствие: Ах, веночек утонул, значит, миленок обманул.
Но наиболее восхитительная и древнейшая традиция, достигнувшая вплоть до современности — это плывущие венцы вместе с пылающей лучинкой либо свечой по центру. И ясное дело, что всегда эта красота была сопровождаема песнями и приговорами. Пламя светилось дольше к долгой-предолгой жизни!
Ивану Купале крестьяне приписывали дивные и ошеломляющие вещи. В эту ночь воспрещается засыпать и даже дремать, так как воскресала и делалась слишком деятельной и энергичной вся нелюдь: фурии и ведьмы, оборотни, вампиры, ундины… Значилось, что в Иванов день ведьмы также собирают собственный праздник, во время которого проявляют рвение как можно больше доставить лиха человечеству.