Среди текстов о снах помимо толкований можно выделить отдельный блок буддийстских и боннских тантр, где описываются методы по работе со сновидениями. В буддизме есть представление, что, обретая рождение, мы можем находиться в трех состояниях (бардо), а именно, – бардо нашей жизни, бардо сновидений и бардо медитации. Также существуют еще три бардо, как правило недоступные в течение жизни, однако, они могут возникнуть практически в любой момент. Это бардо умирания, бардо ясного света Дхарматы и бардо становления. Есть даже такое выражение – «Никогда не знаешь, что наступит раньше, следующий день или следующая жизнь». Так вот, согласно тибетской традиции, бардо сновидения – это лишь одна из возможных для нас реальностей, однако ничуть не менее действительная, чем все остальные. У нас есть возможность научиться управлять этим бардо, то есть добавить энергии осознавания в свое существование в нем.
Буддийский метод работы со снами позволяет обрести власть над хаотичным течением реки сна
Соблюдая определенные принципы и выполняя различные упражнения по сосредоточению, йогины добиваются практически полного контроля над своим сознанием как наяву, так и во сне. Тогда 6-8 часов ежедневного времяпрепровождения, а это не больше ни меньше – треть нашего земного существования, превращаются в полезную практику и подготовку к дальнейшим неминуемым последовательным бардо.
Как происходит процесс сновидений?
Согласно тонкой анатомии буддийских и бонских тантр у нас существуют три канала: правый – красный канал, желчь; левый – белый канал, слизь; центральный – синий, ветер. Во время засыпания энергии начинают двигаться по правому и левому каналам вверх, к области сердца. Это проявляется расслаблением мышц и притуплением деятельности органов чувств. Затем внутренние ветра начинают двигаться по центральному каналу – в западной медицине это соответствует фазе медленного сна, или сна без сновидений.
Постепенно ветра по каналам перемещаются к верхним чакрам – горловой и чакре макушки – в этот момент начинается фаза быстрого сна (БДГ – быстрое движение глаз), когда человек видит и слышит, испытывает всю гамму переживаний. Сознание и внутренние ветра часто описывают с помощью метафоры встречи хромого всадника и слепой лошади. Раздельно эти два субъекта не способны к передвижению, но, соединяясь вместе, при определенной сноровке, они могут добиться успеха. Так сознание, движимое ветрами, способно спускаться к нижним чакрам и подниматься к верхним, исчерпывая при этом различные кармические связи.
На тханке из тибетского трактата XVII века «Голубой Берилл» можно ясно видеть как передвижение сознания в различные положения способно рождать виды и переживания всевозможных миров – обиталищ в сансаре.
«Ток омраченного сознания, локализованного в чакре сердца, может устремляться в разные части тела. Если этот ток устремляется в район темени, то возникают образы, связанные со странами небожителей, движением по небу, восхождением на высоту. Устремляясь в глазной сосуд, он порождает очень ясные телесные образы, связанные с ощущением довольства, которое могут дать пять органов чувств. Движение тока омраченного сознания в нижнюю часть тела навевает образы, связанные с картинами ада, голодными духами-претами, миром животных, блужданием по лесной чаще. Движение по срединным сосудам-токам, отходящим от чакры сердца, вызывает образы, связанные со странами четырех сторон света: с востоком, при движении от сердца к передней части тела; с югом – при движении вправо от сердца; с западом – при движении от сердца к задней части тела; с севером – при движении влево от сердца».
Типы сновидений
Существует множество классификаций типов снов. Ниже мы рассмотрим классификацию, предложенную известным учителем бон Тензином Вангьялом Ринпоче в своей книге «Тибетская йога сна и сновидений». Итак, согласно этой классификации существуют: кармические (сансарные) сновидения, сны ясности и сны Ясного света.
Кармические или сансарные сновидения
Их мы видим чаще всего – это сны о нашей жизни, о наших взаимоотношениях с миром и реальностью. На этой стадии мы иногда можем осознавать свои сны.
Сны ясности
По мере развития практикующего, уравновешивания его ветров и «поводьев у слепой лошади», могут проявляться сны ясности, в которых также присутствует сюжетная линия, но они меньше обусловлены кармой индивидуума. Здесь уже возможны прозрения, получение учений, духовных передач, пророчеств и тому подобное.
Сны Ясного света
Возникают, когда ветра входят в центральный канал и сохраняются там на протяжении всего периода сна. Здесь уже нет объектов и субъектов, нет двойственности, состояние подобно глубокой медитации в реальности, только достичь его намного сложнее. «Конь прозревает, а всадник обретает способность передвигаться самостоятельно».
Что касается кармических (сансарных) сновидений, то их в свою очередь можно подразделить на 6 частей:
• Сны об увиденном;
• Сны об услышанном;
• Сны об испытанном;
• Сны о совершенных молениях;
• Сны об исполнении желаний;
• Сны, возникшие в результате расстройства физиологических начал;
• Сны, говорящие о нарушении нормального функционирования ветров в теле, обычно снятся утром и хорошо запоминаются.
Символы в сновидениях
Следует отметить, что сны больных и здоровых людей будут различаться. Так во снах больных людей будут преобладать символы, говорящие об их заболевании и позволяющие врачу поставить более точный диагноз.
Благоприятные символы в сновидениях согласно тибетскому трактату «Голубой берилл»
Благоприятно видеть во сне божеств, святых, добродетельных, известных людей, большой огонь или чистое озеро. Благоприятным считается окропление себя кровью и умащение экскрементами, сбор фруктов и орехов, подъем на вершины гор и высокие здания. Здоровье пророчат сны, когда человек видит себя верхом на льве, слоне, коне или быке.
Неблагоприятные символы в сновидениях
Что касается прогноза развития заболевания, то для больного будут неблагоприятными следующие знаки: «Если больной видит себя во сне верхом на кошке, обезьяне, тигре, лисице или трупе – значит он схвачен арканом Владыки смерти». Видеть себя сдирающим кожу с рук и входящим в лоно женщины – также не очень хорошо.
Отдельно выделяются сны, по которым можно угадать причину смерти. Так, смерть от хронической болезни пророчат тем, кто видит себя оседлавшим какое-либо животное и устремленным на юг (считается местом обитания Владыки Смерти). Смерть от опухоли предвещает сон, где больной видит, как из его сердца вырастает колючее растение или бамбук. Также неблагоприятными символами являются падение вниз, видение нечистот, странствия в одиночестве, мутная вода, плохая одежда, выпадение зубов, усыхание цветов и растений, разрушенные жилища.
Таков краткий анализ символов, почерпнутый из тибетского трактата «Голубой Берилл». Конечно сны, когда современный человек мог увидеть себя верхом на каком-либо животном, далеко в прошлом, но основные тенденции здесь остаются прежними. Смею предположить, что в современных снах роль животных могут выполнять разнообразные транспортные средства, доступные нам сейчас. Хотя проводить параллели, что из них является быком, а что львом, довольно сложно, тем не менее, ассоциативный ряд выстроить возможно. Интересно и то, что кроме символического метода толкования сновидений, существует также и метод, основанный на расшифровке повторяющихся снов. Это не обязательно могут быть сны, которые мы видим в точности повторяющимися из ночи в ночь, здесь также следует обращать внимание на сны, в которых мы видим частые проявления пяти природных элементов, скажем, разбушевавшиеся стихии и прочее. Так если часто снится вода, то возможно проявление дисбаланса этого элемента в теле и развитие заболеваний, связанных со слизью (флегмой). Интересно, что здесь пересекаются тибетская и арабская традиции трактовки сновидений. Так в «Большом тафсире снов» Ибн Сирина можно встретить следующие слова: «Древние говорили: тот, над кем возобладала черная желчь, видит во сне могилы, черноту, страхи и ужасы. Если возобладала желтая желчь – видит огонь, светильники, кровь и опухоли. Если возобладала флегма – видит бели, воды, росу, волны. Если возобладала кровь – видит питье, базилик, слышит хлопки и игру на дудках».
При толковании снов важно учитывать детали.
Как пишет Ибн Сирин – «Увиденный во сне плач, к примеру, толкуют как радость, но если был слышен и звук плача, то это толкуется как несчастье. Смех – это печаль, но если с улыбкой, то означает праведность. Орех – это клад, но если при этом был треск, то это предвещает спор и тяжбу…»
Важно обращать внимание и на время сновидения. Об этом Ибн Сирин пишет: «Тот, кто управляет во сне слоном, - сделает большое дело, которое принесет мало пользы. Однако если этот сон был днем, то видевший его человек разведется с женой или его постигнет зло по ее причине.» Наиболее «правдивые» сны снятся перед рассветом, когда энергии тела сбалансированы. Интересно, что именно это время является предпочтительным для пульсовой диагностики ввиду уравновешенности элементов тела и соответственно уменьшении «фоновых шумов», препятствующих точной диагностике в другое время суток. Символы во снах в это время будут более явными, имеющими смысл, а не вводящими в заблуждение своей противоречивостью.
И в заключение хочется привести слова Ибн Сирина: «Знай, что основы толкования с древности не изменились, но изменились люди, их заботы, нравственные качества и степень предпочтения ими земной жизни и жизни последней, будущей. Если прежде символ, означающий стремление и желанную цель человека, указывал на его духовный мир, а не на мирскую жизнь, то теперь он стал означать мирскую жизнь, ее удовольствия и благополучие. За исключением глубоко религиозных людей и аскетов, мирская жизнь – основное стремление людей в нынешнее время».