После похорон и поминок На следующий день после похорон пораньше собираются на свежей могиле. Считается, что покойник всех ждет.
Распивать на кладбище спиртные напитки очень плохо, старайтесь убедить всех выпить киселя или компота. Хорошо жечь свечи на могиле и оставить еду для людей, зверей.
Каждый раз, уходя с кладбища, не оглядываются. Про себя можно сказать: «Мы к тебе придем, а ты к нам не ходи!»
Учитывайте пожелания умерших, ведь многие пожилые люди готовят смертное заранее. Лучше исполнить их волю. В этом нет ничего предосудительного или страшного. Это никак не влияет на час и день смерти, но позволяет себя чувствовать тому, кто готовится к ней, более уверенно.
...
- Цитата :
«Заранее к смерти готовились только люди пожилого возраста. Женщины покупали церковные свечи, заказывали похоронные молитвы в церквях, шили погребальную одежду, мужчины изготовляли специальную обувь без каблуков. Плотники заранее готовили для домашних гроб и намогильный знак. В Южной и Центральной Карелии гроб, преподнесенный в подарок старику сверстнику, принимался с благодарностью. Повсеместно, исключая Заонежье, заранее сушили веники, листья которых потом шли на подстилку в гроб».
Логинов К. К. «Семейные обряды и верования русских Заонежья»
Поминки – тризна – стравы. Под словом «тризна» надо понимать, конечно, не поминальный пир по умершему (носивший название «стравы»), а боевые игры, ристания, особые обряды, призванные отгонять смерть от оставшихся в живых, демонстрировавшие их жизнеспособность. Такие обряды облегчали переход от смерти-горя к силе и продолжению жизни.
До 9-го дня необходимо перестирать и перегладить все вещи покойного, аккуратно сложить их, как бы все приготовить. Ничего из вещей покойника не отдают до 40-го дня, в доме не делают перестановок.
Необходимо, чтобы 9 дней родные в доме не оставались ночевать одни. Нужно, чтобы друзья, родственники пожили это время с ними. Таким образом, душа, пребывающая 9 дней дома, успокаивалась, что близкие не брошены и ему есть на кого их оставить.
До 40 дней из дома умершего ничего не отдают – ни стульев, ни посуды, да и вообще никаких вещей. Не дают и денег в долг. И если вы знаете о том, что у ваших знакомых кто-то умер из родни, то также на протяжении 40 дней от них ничего не принимайте.
После 40-го дня хотя бы часть вещей умершего отдают друзьям, знакомым – на память. Нежелательно продавать эти вещи. Если наличие этих вещей тяготит вас, то стоит их просто собрать и вынести на помойку. Вещи человека напрямую связаны с ним. Поэтому вдове, например, не стоит усиливать эту связь после смерти. Разделение уже произошло. И не надо быть больше там, чем здесь.
Еще очень важно: нельзя посещать могилу слишком часто. Существуют определенные дни, и этого вполне достаточно.
Очень хорошо поминать милостыней – мелочью и едой.
Вдова должна сжечь свой траурный платок на 40-й день, если не рассчитывает остаться одна в дальнейшем. Часто этот платок выпрашивают – он имеет магическую силу. Мыло, которым обмывают покойника, необходимо любой ведьме.
Иногда его используют в самых простых делах. Например, если человек в семье очень агрессивный, все время дерется, буянит, его очень просто утихомирить. Нужно такое мыло подложить ему, когда он станет умываться. Вымоет руки один раз – и утихнет, буйство пропадет. Для особо агрессивных можно обряд повторить. Очень действенно.Дом умершего – особая территория, на которую не стремились заходить чужие. Этому много причин. Происходит перестройка взаимоотношений в родовом круге, и чужое вмешательство может быть отвергнуто. А кроме того, что у покойника на уме, который до 40 дней находится рядом, не знает никто. Поэтому чаще всего наши предки предпочитали не рисковать.
...
- Цитата :
«Плачи по мертвым чрезвычайно разнообразны и составляют специальный обширный раздел русского фольклора, полный поэтических образов и глубоких архаизмов.
Одним из ранних является записанный в летописи плач княгини Евдокии Дмитриевны по своему мужу Дмитрию Донскому в 1389 г.
- Цитата :
Како умре животе (жизнь) мои драгый,
Мене едину вдовою оставив?
Почто аз преже тебе не умрох?
Како зайде свет очию моею?
Где (куда) отходиши сокровище живота моего,
Почто не промолвиши ко мне?
Цвете мой прекрасный, что рано увядавши?
Чему господине не взогриши на мя,
не промолвиши ко мне?
Солнце мое! Рано заходиши…
Месяц мой красный, рано погибавши!
Звезда восточная, почто к западу грядеши?».
Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»