Послеродовая обрядовость Послеродовая обрядовость достаточно разнообразна, поскольку подразумевает не только приобщение ребенка к Малому родовому кругу – семье, но и защиту от различных напастей, наречение имени и прочие необходимые для жизни вещи.
Обряд приобщения к Малому родовому кругу
Обряд проводил отец, независимо от того, мальчик родился или девочка. Для девочек брали рубашку матери, для мальчиков – отца, чтобы обеспечить родовую поддержку.
Обряд проводился через неделю после рождения ребенка, но не раньше, чем мать и дитя трижды побывают в бане и омоются от родов.
Нагревалась купель с водой. Ребенка, удерживаемого на руках отца, клали в купель и читали следующие слова (эти же слова читались, когда ребенок показывался всем четырем сторонам света):
Весь мир перед тобой. Мир с миром, дом с домом.
Затем его надо было показать Солнцу и Луне со словами:Отец и мать над тобой. Правь в душе, Явь вокруг. Новый человек, новая душа. Свароже, дай имя дитю по роду его, по чести родни, по завету предков!
После этого с макушки ребенка состригали клочок волос, который сжигали тут же, в печи. Ребенка, не вытирая, заворачивали в рубашку родителя.
Для обряда применяли ключевую или дождевую воду, которая придавала дополнительные силы ребенку.
Считалось, что этот обряд, помимо защиты рода, дает также привязку к дому – очагу.Сварог – верховный бог, сын Рода, который продолжил дело отца на земле. Он ответствен за весь род людской, за все дела его.
Сварог дает людям жизнь, как Солнце озаряет мир после темной ночи.
Сварга (др. – инд. – небо) – одно из названий Ирия – рая славян.
По некоторым преданиям, это круг богов, возглавляемых Сварогом, которые следят за соблюдением покона на земле.Обряд приобщения к Большому родовому кругу
Обряд приобщения к Большому родовому кругу несколько отличается от Малого по причине того, что во время данного обряда ребенок получал связь не только со своими родными, но и со всеми, кто проживал в селении.
Обряд совпадал с имянаречением ребенка. Ребенку давали имя чаще всего через год после рождения. Кстати, этот обычай сохранился и в некоторых мусульманских общинах. Причина этого достаточно проста, хотя и не однозначна. Год – большой срок, за который можно узнать характер ребенка и выбрать имя, которое в полной мере отражает его суть. А кроме того, в те давние времена очень многие дети умирали до года от различных болезней.
В некоторых племенах обряд имянаречения и вовлечения в Большой родовой круг проходил после четырех больших праздников. На него собирались старейшины, уважаемые люди, родственники. Только мужчины, женщин обычно не приглашали. Далее определяли имя ребенку.
Обряд проводился вокруг костра. Отец держал ребенка на руках, завернутого в родительскую рубашку. Волхв сплетал волосы ребенка в косичку на макушке и часть волос с этой косички бросал в костер, славя богов и нарекая имя ребенку.
Затем ребенка повязывали поясом, который был в тоже время и оберегом. Если это был мальчик, то отец делал кожаный пояс к этому обряду. Если девочка – то мать плела для нее пояс.
После этого обряд считался завершенным, и родители приносили жертву богам для защиты и покровительства ребенка.В магии родового круга волосы занимают важное место, поскольку обеспечивают связь с человеком, возможность влиять на его мысли и поступки. Помимо сжигания волос при имянаречении, подобный обряд проводился на свадьбе и на похоронах – трех важных этапах в жизни человека в родовом круге.