Подготовка к зачатию За этой формулировкой стоит целый комплекс обрядовых и культурных норм, которые была обязана соблюдать девочка, а позднее девушка.
«Не сиди на камне – замуж не выйдешь, детей не будет».Как вы понимаете, ничего суеверного или сверхъестественного в этом указании нет, поскольку вероятность застудить придатки, сидя на камне, может лишить девушку возможности в будущем иметь детей.
В прошлом, чтобы в семье родился мальчик, под кровать клали мужские символы (топор или пилу), а чтобы родилась девочка – прялку или веретено.
Помимо правил поведения, которые дошли до наших дней, существовали и различные обряды, способствующие зачатию.
Народная примета: беременную женщину встретить – к удаче, во сне увидеть – к успеху. Поверье основано на тесной связи беременности с Макошью, которая посылала благословение в любом деле. Наши предки считали, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия. Было и другое поверье: нельзя беременной женщине отказывать в еде – не то убыток будет у того, кто отказал.
Для рождения ребенка. Женский обряд
В четверг утром знахарка отправляла женщину, которой необходима была помощь в зачатии, искать особые камни по всем четырем сторонам от дома.
Женщина должна была добыть камень в каждой стороне. Она искала до тех пор, пока не находился камень со специальной отметиной. Считалось, что наилучшими камнями будут те, на которых имеется отметина в форме креста.
Итак, найдя четыре камня, нужные для обряда, женщина шла в лес, если это было весной или летом, и собирала от здоровых деревьев по три ветки: березовые, дубовые и осиновые. Ветки она приносила к ведунье, которая продолжала подготовку к обряду.
Топилась печь в бане. Если же говорить о том времени, когда бани еще не стали предметом культуры предков, то сам обряд проводился в доме.
Баня приводилась в порядок. Брался горшок с дождевой водой, причем желательно, чтобы вода была грозовой, то есть от дождя, который прошел во время грозы. В этом горшке замачивались камни. В него же клали веник, который сплетали из принесенных веток.
Все приготовленное оставлялось в бане до вечера пятницы. В этот вечер баня топилась. Горшок с камнями нагревался на огне до кипения.
Затем женщину парили при помощи приготовленного веника. Обычно делался один заход, после которого женщина омывалась все той же грозовой водой. После этой процедуры она ложилась на полок, ведунья брала камни и клала ей на спину на определенные точки крестом: на копчик, на область, противоположную пупку, на поясницу (слева и справа от центра расположения двух камней, приблизительно на область почек). Камни держали до тех пор, пока можно было терпеть. Затем их снимали и бросали в холодную воду.
Если камень треснул, то это говорило о том, что у женщины серьезные проблемы с деторождением. И тогда ведунья проводила другие обряды. Если же камни оставались целыми, то обряд продолжался.
Ведунья распаривала женщину веником и омывала грозовой водой в последний раз.
После этого веник делился на три части. Первая часть оставлялась женщине – по одному пруту от каждого дерева – до рождения ребенка. Вторая часть сжигалась ведуньей в печи. Третья часть вместе с камнями относилась на перекресток и разбрасывалась на все четыре стороны. Веник клался посреди дороги. Все это делала ведунья.Веник в древних обрядах занимает особое место. Это, как уже упоминалось, излюбленное место домового. А еще веник – мощный символ и мощная природная форма, которая позволяла объединить несколько энергий в одну большую силу.Даже простые банные веники готовили по всем правилам, которые сохранились и до настоящего времени.
Для рождения ребенка. Мужской обряд
Мужской обряд также проводился в пятницу, ему покровительствовала Макошь. В отличие от женского обряда, мужчин не сильно жаловали в домовой магии, поэтому в большей степени мужчина лишь выполнял сказанное.
Связь с лесом и природой была необходима. Мужчина шел в лес и срубал большой дубовый сук. Очищал его и делал палку, размером приблизительно полметра. Помимо этого он должен был набрать три вида воды – из колодца, реки и озера. Все – в разных емкостях.
Затем он шел в баню, где должен был как следует помыться до того, как приступить к обряду. Далее, подогрев воду, которую принес с собой, он брал в правую руку дубовую палку, которую располагал над половым органом. Левой рукой он поливал на палку и на половой орган воду – по одной кружке.
Вода обязательно собиралась в емкость, которую в конце обряда выливали под угол дома.
Палку забирали с собой и клади под кровать до следующей пятницы. Так продолжалось до тех пор, пока жена не забеременеет. Но и в этом случае «жезл силы» оставался в семье.
Не всегда эти обряды помогали молодым, и тогда прибегали к обрядам, связанным с куколками, или к тем, которые описаны в главе «Обеты».Народная примета: сама беременная не должна ребенку приданое готовить, не то он мертвым родится.
Наши предки верили в двойников людей в потустороннем мире Нави. И считали, что если есть одежда без хозяина, то навье, нечистая сила, может забрать ее, и это непременно приведет к гибели ребенка.
Подготовить приданое ребенку предстояло родне, которая уже до родов принимала активное участие в его судьбе.