Дом и домашний очаг – краеугольный камень во всех обрядах Родового круга. Даже если говорится о семье, детях, достатке, все равно все сводится к тому, где именно все это будет происходить.
Для наших предков дом был чем-то большим, нежели для нас, современных людей. Это и защита, и место, где человек проводил большую часть времени, а также место, от которого в прямом и переносном смысле могла зависеть его жизнь.
Поговорим о тех, кто помогал и помогает человеку содержать жилье в должном состоянии, оберегает в силу своих возможностей, подсказывает, а иногда и вредит, если считает, что хозяева не правы. Речь пойдет о домовых.
...
Цитата :
«Поясные фигуры бородатых домовых изготовлены из одного куска с подставками и, несомненно, предназначались для установки на неподвижной полочке; божница в красном куту была самым подходящим местом для такого кутного бога. Деревянные домовые резко отличаются от детских кукол-лялек и вполне соответствуют образу дедушки-домового. Важным аргументом в пользу такой трактовки является то, что фигурки бородатых мужчин встречены только в нижних языческих пластах культурного слоя Новгорода и исчезают к середине XI века. То, что эти поясные скульптуры не являются изображениями определенных богов славянского пантеона, вроде Перуна или Белеса, явствует из полного отсутствия у них каких бы то ни было атрибутов (турьего рога, молнии и т. п.). Это – бородатые старички, вполне подходившие под обобщенное понятие предков-дедов».
Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»
Красный угол – часть дома, где висит полочка (божница) с идолами и чаще всего стоит стол.
Расположение красного угла при верной ориентации дома – юг или восток, а также правый от входа в дом угол.