Род и Рожаницы Праздник Рода и Рожаниц, хотя и не входящий в главную родовую четверку праздников, все же чрезвычайно важен. В этот день не только вспоминаются наши предки, умершие и живущие, но и формируется определенное отношение к судьбе рода.
Не случайно вспоминают о Рожаницах – Доле и Недоле – вместе с верховным божеством наших предков – Родом.
Праздник этот проводился в начале сентября, во время бабьего лета, когда соблюдалась все та же обрядовость, что и во время весеннего поминовения Рода и Рожаниц.
Не случайно праздники, которые включают в себя поминовение предков, а также усиление родового круга – семьи, близких, кровных родственников, – проводили весной и осенью. Весна – пора цветения, когда силы природы пробуждаются после долгой зимы, формируется активность на следующий этап. Желание присоединиться к этому этапу, дать новые силы своему роду достаточно закономерно и понятно. Осень, в свою очередь, время сбора урожая, которое можно охарактеризовать как время подсчета того, что было наработано. А также повод укрепить свои достижения в родовом круге.
Рожаницы – Доля и Недоля. Одна дает человеку добрую судьбу, другая – злую. Но не по своей воле, а по воле Рода и по выбору самого человека.
По древним поверьям, Рожаницы всегда пребывают рядом с человеком, несмотря на радостные или печальные полосы в его жизни, как бы говоря, что за недолей-несчастьем всегда следует доля-счастье.
Праздник Рода и Рожаниц в большей степени почитался старшим поколением.В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род – родитель всего сущего. Род родил Любовь – Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную – бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир.
Солнце вышло тогда из лица Его.
Месяц светлый – из груди Его.
Звезды частые – из очей Его.
Зори ясные – из бровей Его.
Ночи темные – да из дум Его.
Ветры буйные – из дыхания…
«Книга Коляды»
Жертва
К этому обряду прибегали тогда, когда в семье не удавалось зачать ребенка. Это своеобразный обет, который перекликается с возможностью замолить грехи рода.
На праздник – 8 или 9 сентября – выбирали жертву, которую надо было принести, чтобы избавить род от какой-либо проблемы. Далее, в зависимости от того, где жили люди, избирали способ принесения такой жертвы.
Чаще всего жертвоприношение проводили на острове, на который отвозилось жертвенное животное. Там его не убивали, а оставляли на острове, обращаясь с просьбой к Роду и Рожаницам дать потомство или унять неурядицы в роду. Реже жертвы приносили на специальных камнях, речь о которых пойдет в соответствующей главе.Праздник Перуна
Праздник Перуна можно смело отнести к мужским праздникам, поскольку именно в это время проводилось посвящение в воины, приносились жертвы воинскому богу Перуну. Это известно всем. Но малоизвестно, что Перун был гарантом справедливости, закона – как между богами, так и между людьми.
Именно в этот праздник, который отличался 20 июля, можно было обратиться к Перуну за покровительством, помощью, защитой.
Те, кто считали себя невинно обиженными, хотели обрести защиту Перуна, могли в этот день выполнить самостоятельно обряд, не прибегая к помощи волхвов.
Для этого надо было пойти в дубовую рощу и головешкой от печи (или углем) нанести на дерево знак Перуна – круг, разделенный на шесть равных секторов. Затем произнести свою просьбу к Перуну. Просьба обычно была связана с восстановлением справедливости.
Затем, взяв от дуба веточку, возвращались домой. Услышав слова людей, встретившихся по дороге, делали вывод о том, будет ли удовлетворена их просьба. И если неправ был тот, кто обращался с просьбой к Перуну, его ждало наказание.Ярило (Ярила, Ярыло) считался одной из ипостасей Перуна, который давал человеку силу и отвагу, возможность справиться с любым делом.
Нож
В день празднования Перуна было принято освящать оружие, поскольку этот бог покровительствовал не только воинам, но и тем, кто делал для них оружие.
Понятно, что в настоящее время оружие приобрело иную форму и не применяется так, как это было ранее. Но, тем не менее, нож для мужчины по-прежнему остается важным инструментом. А нож, подготовленный в день Перуна, становится еще и оберегом.
Для создания такого оберега, помимо ножа, вам понадобятся кусок мяса – свинины, а также дубовые ветки для костра. Костер надо разжечь на берегу реки, предварительно нарисовав на месте будущего кострища громовой знак (см. главу «Обереги»). Разогрейте на огне нож и воткните его в землю. Так сделайте три раза, придав ножу активность земли.
Своими словами обратитесь к Перуну с просьбой благословить оружие. Затем спуститесь к реке и наберите воды. Нагрейте нож еще три раза в пламени и трижды охладите его в принесенной воде.
Затем положите в костер мясо. Это будет ваш дар и жертва Перуну.
Подождите, пока костер догорит. Возьмите кусок угля и проведите им по рукам и лицу. Поклонитесь костру.
На этом обряд завершен. Можно подойти к реке и умыться.Перун – бог грома, молний, которыми он наказывал врагов и тех, кто нарушал покон, установленный для людей.
Покровитель военных и тех, кто защищает свою землю.
В день Перуна проводили посвящение молодых людей в воины. Волхвы проводили сложные обряды на защиту родной земли.
Костер являлся неотъемлемой частью обрядовых действий наших предков. Так, обращения, дары, которые приносились в пламя костра, быстрее достигали мира богов. А значит, и помощь приходила быстрее.
Помимо этого, костер символизировал Солнце, которое давало и дает людям жизнь и тепло....
- Цитата :
«Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось событием, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. Древнему земледельцу нужно было, прежде всего, воздействовать на природу, воззвать к ее вегетационной мощи, обратиться к различным «рощениям», священным деревьям, к водным источникам – родникам (не от Рода ли?), кладезям, студеницам, к полям в процессе вспашки, сева и во время вызревания драгоценного урожая. Помимо этих, вполне конкретных разделов природы, где симильная магия просматривается очень легко, существовало еще почитание гор и холмов, связанное с обобщением природы, с теми Рожаницами и Родом, которые управляли природой в целом, управляли ею с неба, на котором находились. Общечеловеческим является почитание гор и проведение на них особых молений, обращенных к тому или иному верховному божеству. Как мы помним, для праславян это можно предполагать уже для бронзового века».
Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»