Чтобы остановить кровь:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Не я говорю, говорит истинный Христос
и сама Мать Пресвятая Богородица!
Идет конь карь, человек идет стар;
идет старая баба, ведет старую собаку;
собака пала, у раба божьего (имя рек)
(или у рабыни божией, имя рек) вся щемота отстала
и горячая кровь встала во веки веков!
Аминь! Аминь! Аминь!
* * *
Встану я благословяся, лягу я перекрестись и лягу во чисто поле, во зеленое; встану благословясь, пойду перекрестясь во чисто поле, во зеленое поморье, погляжу на восточную сторону: с правой, со восточной стороны летят три врана, три брательника, несут трои эолоты ключи, трои золоты замки; запирали они, замыкали они воды и реки, и синия моря, ключи и родники; заперли они, замкнули они раны кровавые, кровь горючую; как из неба синего дождь не канет, так бы у раба божьего (имя рек) кровь не канула!
Аминь.
* * *
На море на окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень; на сем камне стоит изба таволоженная, стоит стол престольный; на сем столе сидит красна девица, не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет она, вышивает золотой иглой, ниткою шелковою; нитка, оборвись, кровь, запекись, чтоб крови не хаживати, а телу не баливати!
Сему делу аминь, аминь, аминь.
Из-за тридевять сот земель, из-за тридевять сот людей выходила красная девииа, выносила иглу с шелковою ниткою и зашивала у раба божия (имя рек) кровавую рану; чтоб той кровавой ране не баливать, крови, руды не хаживать отныне и до веку и во веки веков! Аминь.
Хороший заговор от грыжи
Встану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота в чистое поле.
В чистом поле течет река медвяная, берега золотые; плывет по этой реке рыба, а имя ее щука: зубы у ее железны, щеки медны, глаза оловянны; и тая щука железными зубами, медными щеками, оловянными глазами загрызает, закусывает и загладывает побочную грыжу, киловую грыжу и водяную грыжу, пуповую грыжу, жиловую грыжу, кровяную грыжу у раба божия (имя рек) от родин и до первой байни, от первой байни и до последней байни и до скорой смерти, дитимец и родимец, и всяку лихую грызь и болезнь! Забаяно, заговорено у раба божия (имя рек) во веки веков! Аминь.
Чего мастер не доучил или сам не договорил, то всех наперед. Будьте мои слова крепки и тверды, ключ и в замок во веки веков!
Аминь. Аминь. Аминь.
Примечание
: Бая (и)ть – говорить, рассказывать, байка – сказка, баюн (баюкон) – говорун, сказочник, краснобай, прибаутка, баюкать (баикать) – укачивать ребенка под песню, обаять, (обаить, обаивать) – обольстить, обворожить, старин, обавник (обаянник) – чародей, напускатель обаяния 2); иллир. bajanie – заговор, чародейство, песнь, поэтический вымысл, bajan – чародей, волхв; польск. bajac – рассказывать сказки, bajacz (bajarz) – рассказчик, baja – сказка, bajeez ну – баснословный; чешск. bag, bagar, bagec – сказочник, bageni – басня, речь; серб. bаjати – колдовать, bajaч – колдун, bajaлица – колдунья, bajaibe – волшебство. Этими выражениями объясняется и «боян» «Слова о полку Игореве» – певец, чародей. От глагола «баять» происходит балий, слово, объясняемое в «Азбуковнике»: «чаровник, ворожея», а в Фрейзингенской рукописи употребляемое в значении врача; бальство – ворожба (Афанасьев).
Господи Боже, благослови!
Стану я, раб божий (имя рек), благословясь,
пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами,
пойду в чистое поле; есть в чистом поле окиян-море,
и есть на окияне-море белый камень, и есть под белым каменем
щука золотая – и перье золотое, и кости золотые,
и зубы золотые; и прийди, щука, к рабу божию (имя рек),
и выгрызи у раба божия (имя рек) своими золотыми зубами
грыжу ветряную, грыжу напущенную,
грыжу жильную, грыжу костяную,
сосцовую грыжу, красную грыжу,
мокрую грыжу, от отца грыжу, от матери грыжу,
всякую бывающую; и спустись, грыжа, к поясу,
и выйди мочею и шулятами на дресвян камень,
и поживи три часа денных,
и пойди, грыжа, с дресвяна камени
на пустое место, в темное место, где солнце не огревает,
где люди не ходят и не бывают, где птицы не летают,
где звери не заходят; и пойди, грыжа, за быстрые реки,
и пойди, грыжа, за гремучие ручьи,
и когда буде Христово второе пришествие,
обратись, грыжа, вспять!
Тем словам во веки веков аминь!
* * *
В чистом поле стоит сырой дуб, и в том сыром дубе железный муж, и того железного мужа не можно напоить и накормить ни хлебом, ни солью, никакими овощами, а накормить того железного мужа из жива человека: с сердца грыжею, из-под грудей грыжею, из пупа грыжею; к тому ж в синем море-окиане белой камень, и от того белого камня выходит красная девица и приходит к тому рабу божию (имя рек), и вынимает у того раба божия с пупа грыжу, с сердца грыжу, из-под пупа грыжу, и покладывает на шелковую ленту, и сносит к сырому дубу, к железному мужу; и тот железный муж поедает и пожирает у того раба божия с сердца грыжу, из-под грудей грыжу, из пупа грыжу, и тем железный муж сыт пребывает!
Как старой няньке детей не нашивать, так у раба (имя рек) грыжи не было!
* * *
От нутряной нутрянки (опухоли живота). Читается тридевять раз в бане, и столько же раз парят больного веником. Затем веник выбрасывается в поле на запад.
Стану я, раба божия (имя рек),
отговаривать у раба божия (имя рек),
нутряная нутрянка, выйди с раба божия (имя рек),
из его белого тела, с его живота;
выйди в чистое поле, где пустота;
там стоят столы дубовы, скатерти браны,
питья медовы, яства сахарны; тебя в гости звали!
* * *
От жабы
Ложилася (имя рек) спать, помолясь и благословясь; на кияне-море лежит камень Латырь; возле того камня Латыря стоит престол Пресвятыя Богородицы; возле того престола стоит дерево суховерьхо; на этом дереве суховерьхе сидит птица – железны носы, булатны когти, щиплет, теребит жабу, сухую и мокрую, присно, во веки веков!
Приговаривая этот заговор, трут по больному месту тремя веретенами, сперва каждым отдельно, а потом всеми тремя вместе. После того должно махнуть веретенами в печь, приговоря:
Ступай, сухая и мокрая жаба, сохни!
От горячки или огневицы
Стану я, раб божий (имя рек) благословясь
и пойду перекрестясь во сине море;
на синем море лежит бел горюч камень,
на этом камне стоит божий престол,
на этом престоле сидит Пресвятая Матерь,
в белых рученьках держит белого лебедя,
обрывает, общипывает у лебедя белое перо;
как отскокнуло, отпрыгнуло белое перо,
так отскокните, отпрыгните, отпряните
от раба божия (имя рек) родимые огневицы
и родимые горячки: с буйной головушки,
с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца,
с ретивого сердца, с черной печени, с белого легкого,
с рученек, с ноженек!
С ветру пришла – на ветер пойди;
с воды пришла – на воду пойди;
с лесу пришла – на лес пойди
отныне и до века!
От ячменя
Заговаривающему следует трижды плюнуть в сторону; показать глазу кукиш и прошептать три раза:
Ячмень, ячмень, на тебе кукиш;
что хочешь, то купишь;
купи себе топорок,
руби себя поперек!
От бельма
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
Аминь. И шел святый Егорий
показать больному чрез железный мост,
и за ним бегло три пса: един серый,
другой белый, третий черный;
серый пес бельмо слизнул, белый пес бельмо слизнул,
черный пес бельмо слизнул у рожденного,
у молитвенного, у крещеного раба божия (имя рек)]
От колотья
Знахарь обводит место, где больной чувствует колотье, бруском и крестит это место столовым ножом, говоря и крестя трижды:
Секу, отсекаю, рублю, перерубаю,
секу, рублю колотье острым ножиком!
Как брусок исчезает от укладу, от булату, от железа,
так исчезни и иссохни, родимое колотье,
в белой кости, в черном мясе.
в белом тельце отныне и до века!
Затем обмывают нож водой, которой и поят больного, или промывают больное место.
* * *
От укуса бешеной собаки
На море на окияне, на острове на Буяне стоит крута гора Сион-матушка, на крутой горе растет дуб-стародуб, под тем дубом-стародубом лежит цепь железная, обвита вокруг дуба; к этой цепи привязан старый бес-собака.
Ой ты, собака, старый бес! Унимай свой лютый гнев, свою ярость, свой кусачий зуб!
Если укусишь раба божия (имя рек.) в белое тело, пустишь свою черную слинь в горячую кровь, то сам и уймешь, всякую болезнь выгонишь!
А ежели не уймешь своего кусачьего зуба, то приду к тебе я, раб божий (имя рек), с жезлом стальным, с билом железным, изгоню молитвами Господа нашего Иисуса Христа на веки веков! Аминь.
* * *
На море на окияне, на реке на Ордане стоит ракита, под тою ракитою лежит борона, под тою бороною лежит баранье черное руно, под тем бараньим черным руном лежат три змеи: первая змея Марея, а другая Наталея, а третья змея медяница скороспея!
Ты, змея медяница скороспея, вынимай свое жало поскорея от раба божья (имя рек); а кады не вымешь своего жала поскорея, возьму я калену стрелу, пойду к Иисусу Христу и сам тебя застрелю!
Не я говорю, не я выговариваю; выговаривает, отговаривает сама Божья Матушка,
Пресвятая Богородица, со всем своим собором, великим помощником с Миколаем Угодником и с небесным воеводою!
* * *
Читается трижды над укушенным местом, которое трижды натирается осиновою корою и затем трижды обмывается водою из росы, собираемой в Иванову ночь:
Стану я, раба божия (имя рек),
отговаривать укушенное место,
у раба божия (имя рек) заговаривать:
«Гад подколодный, гад подземельный, возьми свою ярь,
а не возьмешь свою ярь, не пустит тя ни пень, ни колода,
ни ракитова порода; а возьмешь свою ярь,
пустит тя и пень, и колода, и ракитова порода;
и опечет тя красно солнышко,
и освятит тя светлый месяц,
часты звездочки, и обмоет тя утрянароса!»
От ожога
Сожжено это не огнем, а золою!
Трижды сказать, дунуть и плюнуть.
* * *
Где был огонь,
будь песок [вариант: камень]
От запоя и похмелья:
Живую щуку сажают в туес или бурак с вином и настаивают 12 дней; щука дает много слизи, и настой протухает. Им поят пьяницу, приговаривая:
Как щука не терпит вина, тако ж бы не терпел его раб божий (имя рек).
* * *
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь!
Хмель и вино отступись от раба божия (имя рек)
в темные леса, где люди не ходят,
и кони не бродяг, и птица не летает!
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа (дважды)!
Хмель и вино, выходи на быструю воду,
по которой воде люди не ездят,
от раба божия
(имя рек)
;
хмель и вино, пойди на буйные ветры —
которой ветер по дальности ходит!
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
(дважды)
Зайди это вино за холмы и горы!
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Привяжись к лихому человеку,
который на (имя рек) лихо думает,
к тому привяжись,
который добра не сделает,
от меня вовеки отвяжись!
Во имя Отца и Сына
и Святаго Духа аминь!
От плотской немощи
Встану яз, раб божий (имя рек), благословясь и пойду перекрестясь в чистое поле под красное солнце, под млад светел месяц, под частые звезды, мимо Болотовы кости могила; как Болотовы кости не тропнут, не гнутся, не ломятся, так бы у меня, раба божия (имя рек), фирс не гнулся, не ломился против женския плоти и хоти и против памятныя кости; и возьму яз, раб божий (имя рек), свой червленой вяз, и пойду я в чистое поле; ажио идет в чистом поле встречу бык-третьяк, заломя голову, смотрится на небесную высоту, на луну и на колесницу; и подойду яз, раб божий (имя рек), с своим червленым вязом и ударю яз быка-третьяка по рогу своим червленым вязом, и как тот рог не гнется, не ломится от моего вязу, так бы и у меня, раба божня (имя рек), фирс не гнулся, не ломился против женския плоти и хоти и против памятныя кости отныне и до веку!
* * *
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь!
Господи, благослови. Господи, прости, Господи, помози!
Как у стоячей бутылки горлышко завсегда стоит прямо и бодро, так бы и у раба божия (имя рек) завсегда […] стоял на свою жену, рабу божию (имя рек), и во всякое время для любови и для похоти телесныя!
Аминь. Аминь. Аминь.