Глава 7 Июль. Иван Купала. Похороны Костромы. Гадания
Автор
Сообщение
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Глава 7 Июль. Иван Купала. Похороны Костромы. Гадания Сб Мар 28, 2015 8:34 pm
Июль берёт своё название от латинского иулий в честь Юлия Цезаря. У славян июль, период созревания плодов и ягод – червень (червлёный, красный). Июль является самым теплым месяцем года в России. Это вершина лета по теплу и грозам, благодатная пора сбора ягод, овощей и хлеба, меда. Также у славян он имел название «грозник». В этом месяце начиналась уборка на полях, потому в крестьянском быту июль часто звался «страдником» (страда – уборка урожая). Приметы и поговорки. Июль – середка лета, краса цвета. В июле хоть разденься – легче не будет. Плясала б баба, да макушка лета настала. Не топор кормит мужика, а июльская работа. В июде солнце без огня горит. Макушка лета устали не знает, все прибирает. Всем лето пригоже, да макушка тяжела. Июль – грозник, молнии мечет, дубы калечит. Июль – хоть разденься, а декабрь – потеплей оденься. Июль – макушка лета, а декабрь – шапка зимы. Июль, август, сентябрь – каторга, да после будет мятовка. Аграфена-Купальница (Купальщица) (6 июля) В православном календаре посвящён святой мученицы Агриппины. В крестьянской традиции она известна как Агриппина-Купальница. У древних славян этот день считался преддверием мистического праздника Ивана Купалы. Агриппина, римлянка по происхождению, жила в III в. н. э., приняла мученическую смерть за христианскую веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих. Больные, дотронувшиеся к гробу, чудесным образом обретали исцеление. В русской традиции Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под именем Купальницы, т. к. день ее памяти предшествовал празднику Ивана Купалы. Ночь с Аграфены на Ивана (Иван Купала) считалась волшебной (Купальская ночь), на нее у славян приходился и пик праздничного веселья и разгула. Ритуальным «зачином» праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: «Сегодня – Купальна, завтра – Иван!» К ней присоединялись другие женщины, девушки и молодки, подростки и старухи. Они выходили за деревню, где встречались с жителями соседних сел и деревень. Вместе шествовали вдоль полей по дорогам, распевая «ивановские» или «купальские» песни: «Ездил Иван по улице, Собирал девок на гулянья, Молодушек на Купальню. Пока млада собиралась, Пока у свекрови допрошуся, Покуль свекру доложуся, С милым ладом сговорюся, Пока млада собиралась, Все гулянья миновала. Все цветочки посорвали, Всю купальню притоптали». Девушки и женщин совершали ритуальные обходы полей, деревень, домов, готовили обрядовую кашу, предназначенную для совместной трапезы на Ивана Купалу. Трапеза проходила, согласно обычаям, в ржаных полях. Также девушки и женщины собирали ивановские травы, которые затем использовались для украшения поселений, изготовления банных веников и метел, гадания. Также день Аграфены-Купальницы открывал сезон купания в водоемах.
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Re: Глава 7 Июль. Иван Купала. Похороны Костромы. Гадания Сб Мар 28, 2015 8:34 pm
Иван Купала (7 июля) Славянский праздник Иван Купала [17] (Иван Колдунский, Праздник Солнца, Иван Ведьмацкий) берет свои истоки из язычества. До сих пор Ивана Купалу отмечают не только славяне, но и европейские народы. В древности, до прихода христианства, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20–21 июня. С принятием христианства, праздник Ивана Купалы не канул в Лету. Церковь приурочила его ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю отмечался 24 июня. В итоге праздник Ивана Купалы потерял свое истинное астрономическое время, которое изначально приходилось на летнее солнцестояние. Доподлинное происхождение праздника Ивана Купала историкам неизвестно. Предположительно, что Иван Купала черпает свои корни из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния. С принятием христианства на Руси, празднование Ивана Купалы, ассоциировали с днем Иоанна Крестителя – христианским обрядом крещения. Миф о Костроме. Похороны Костромы Богиня Кострома в славянской мифологии считается дочерью Купальницы и Семаргла, приходится родной сестрой Купале. С Костромой и Купалой связаны грустная история любви. Когда-то, давным-давно, бог Семаргл встретил на берегах реки Ра (Волги) богиню Купальницу. Семаргл и Купальница поженились. И родились у них дети – сын Купала и дочь Кострома. Но вот, однажды, в день Купалы, к реке Ра прилетела птица Сирин. И пела Сирин песни чудесные и прекрасные. Все, кому стоило услышать песни её, обо всём остальном на свете забывали, и следовал потом за Сирином в царство Нави. Купала и Кострома же, невзирая на предостережения матери, решили послушать песни птицы Сирин и убежали в поле, после чего последовала беда. Повелитель Тьмы, давно мечтал отомстить Семарглу. Он приказал Сирину похитить маленького Купалу. Прошло много лет. Кострома гуляла по берегу реки и плела себе венок. И хвалилась Кострома, что ветру с её головы венка не сорвать. Но ветер сорвал венок с головы Костромы и унёс на реку, где его подобрал проплывающий мимо на лодке Купала. А по обычаям того времени, считалось, если юноша брал в руки венок, сплетённый девушкой, то был обязан жениться на ней. Купала пленился красотой незнакомки. Костроме прекрасный юноша тоже приглянулся с первого взгляда. И сыграли тогда Купала с Костромой свадьбу. И лишь после свадьбы Сирин сообщил молодым, что они – брат и сестра. От горя Кострома бросилась в тёмное лесное озеро, но не утонула, а превратилась в цветок мавку. А Купала с горя бросился в костёр. Хоть и удалась месть богов, но уж больно жестокой она вышла. И решили тогда боги смилостивиться и вновь даровать жизнь Костроме и Купале. А поскольку даровать им вновь человеческий облик было нельзя, то боги превратили их в цветок Иван-да-Марья. Один цвет его жёлтый, как огонь – Купала. А другой цвет сине-фиолетовый, как вода – Кострома. В древности цветок так и назывался – Купала-да-Мавка. Но потом, в христианские времена, его переименовали в Иван-да-Марья. Обряды на праздник Ивана Купалы В ночь на Ивана Купалы, в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов. Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей, которая наполнена целебными и магическими свойствами. Основными силами в эту ночь являются: вода, огонь и травы. Также в ночь на Ивана Купалу было распространено гадание с венками. Обряды на Ивана Купалы, связанные с водою В старину люди считали, что, начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. На Купальскую ночь обязательно купание в воде. В эту ночь вода в водоёмах считалась целебной и обладала магической силой. Она помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье. Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди парились в банях, отмывались от нечисти. Согласно древним поверьям, именно в это время вода входит в священный союз с огнем. Символом этого союза считаются купальские костры, которые, и по сей день разжигаются по берегам рек и водоемов. Обряды на Ивана Купалы, связанные с огнем Огонь на Купальскую ночь, как и вода, также обладает большой магической силой. Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство. Согласно древним традициям большие костры разводились на берегах рек и озер. Люди водили хороводы, плясали вокруг них. Но самым излюбленным занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь было перепрыгивание через костёр. Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. После того, как молодежь завершала гулянья около костров, старшее поколение прогоняла домашнюю скотину между купальскими кострами, чтобы её не постигла смерть и болезнь. Матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, которая была снята с хворых детей, отпугивая, таким образом болезни. Согласно поверьям, в Купальскую ночь нельзя спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих укрытий. И только разжигание Купальских костров могло уберечь людей от злых сил. Молодёжь поджигала деревянные колеса или смоляные бочки. Их сталкивали с горы или носили на длинных шестах, символизируя солнцеворот. Обряды на Ивана Купалы, связанные с травами Именно в эту ночь травы и цветы, собранные до рассвета имеют магическую исцеляющую силу. Травы и цветы, собранные в Иванов день, держали под Купальной росой. После чего сушили на солнце и хранили. Такие высушенные травы использовались для окуривания помещения и больных людей, помогали бороться с нечистой силой, использовались в различных магических обрядах и просто бытовых нуждах. Главный магическим цветком на Ивана Купалу является папоротник. По преданию именно с этим цветком связаны клады. Считалось, если в ночь на Ивана Купалу человек найдёт цветок папоротника (а он цветет только в Купальную ночь), то он непременно приведёт к кладу. Гадания на Ивана Купалу . Одним из самых распространенных гаданий на Купальную ночь считается гадание на венках. В сплетенные венки из трав девушки вставляли горящие лучинки или свечки. После чего венки спускались на воду – девушки внимательно следили за своими венками. ● Если венок начинал быстро отплывать от берега, то это означало счастливую и долгую жизнь, или хорошее замужество. ● Если венок заплывал дальше других, то это означало: хозяйка венка будет счастливее своих подруг. ● Если свечка или лучинка в венке, горела дольше других, то это означало, что девушка проживет долгую жизнь. ● Если венок тонул, то это означало, что замуж в этом году девица не выйдет, а суженый разлюбит ее. . В ночь на Ивана Купалу собрать двенадцать различных трав, в их числе должны быть папоротник и чертополох. Данный букет положить на ночь под свою подушку, для того, чтобы увидеть во сне жениха. Перед тем, как лечь на подушку, необходимо сказать: «Суженый жених, приди в мой сад погулять, себя показать!» . Разводится большой костер, парни и девушки прыгают через него. Если пламя костра не коснется девушки, то это означает удачное замужество. Для парня – удачу в делах и любви. Гадание на урожай Последнее в году гадание об урожае проводилось в ночь на Ивана Купалу. Праздник летнего солнцеворота завершал первую половину года, в течении которой крестьянин предпринимал усилия, чтобы обеспечить хороший урожай. В ночь на Ивана Купалу намоченную тряпочку вешали во дворе, а утром смотрели: если тряпочка высохла, лето будет теплым и хлеб уродится. Если тряпочка замерзала, то лето предстоит холодное и неурожайное. Народные поверья на Ивана Купалу Считалось, что Купальную ночь, ведьмы покидают свои логова и разгуливают по земле, нанося вред людям, домашнему скоту, посевам. Славяне в ночь на Иванов день оберегали себя от посягательств ведьмы посредством крапивы, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках. Особенно были в эту ночь уязвимы лошади. Ведьмы охотились за ними, чтобы оседлать и отправится на них на Лысую Гору. Наши предки накрепко запирали в Купальскую ночь своих лошадей в конюшне, а дверь обкладывали крапивой. В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами. Цветы Иван-да-Марья, сорванные в Купальную ночь цветов, раскладывались во все углы избы. Считалось, что после этой манипуляции в дом никогда не поникнет вор, так как будут всегда слышать голоса хозяев, даже если их нет дома. Иван-да-Марья (Купала и Кострома), как брат и сестра будут постоянно разговаривать между собой. Именно их голоса и услышит злоумышленник. В ночь на Ивана Купалу деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Даже животные по преданиям в эту ночь общаются между собой.
Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
Тема: Re: Глава 7 Июль. Иван Купала. Похороны Костромы. Гадания Сб Мар 28, 2015 8:34 pm
Петров день (Пётр-Павел) (12 июля) Великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей от Рая и Ада, управляют местами обитания душ умерших. Праздник особенно почитаем среди рыбаков и пастухов. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве. К празднику готовились заранее: соблюдали пост (Петров пост), чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день отмечался на протяжении двух-трёх дней. Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договора с торговцами рыбой. Хозяйки в этот день одаривать пастухов яйцами, хлебом и маслом. Петровская вода, подобно купальской, согласно древним поверьям, обладала магическими свойствами. Особую силу имела вода, взятая с трех источников, ее использовали для питья и ритуального омовения. В Петров день «заклинали ведьм». Девушки взбирались на крыши бань, строений, усаживались там и пели песни: «Зарождалися три ведьмы На Петра да на Ивана: Первая ведьма закон разлучает, Другая ведьма коров заклинает, Третья ведьма залом ломает. Первой ведьме, что закон разлучает, Её по уши в землю, ей прощенья нет! Другой ведьме, что коров заклинает, Ту по плечи в землю, ей прощенья нет! Третью ведьму, что залом ломает, Ту по пояс в землю, ей прощенья нет! Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты, За гнилые колодые, где люди не бают, Собаки не лают, куры не поют, — Вам там и место!» Женщины ходили в поля, засеянные льном, бросали там куски творога и втыкали в землю тычины (палки), приговаривая при этом: «Дай Бог, чтобы лен был тверд, как смычина, длинен как тычина и бел как этот творог!» Женщины и дети вместе с молодежью участвовали в ритуальном воровстве – лазали по чужим садам. Девушки зажигали ритуальные костры для изгнания нечисти.Праздник сопровождали молодежные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течение ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников. Здесь специально для петровских гуляний устанавливали качели. Петровские гуляния сопровождались гаданиями о браке. Парни ходили среди девушек, закрыв лица платками, а девушки должны были узнать их. Правильное отгадывание сулило скорое замужество. Женщины и дети вместе с молодежью участвовали в ритуальном воровстве – лазали по чужим садам. Девушки зажигали ритуальные костры для изгнания нечисти. Обряды на замужество с бороной Особое внимание уделялось ритуальной краже бороны. Парни тайно похищали бороны со дворов, где жили незамужние девушки. Считалось, если же зуб от бороны вбить в большой угол дома, предварительно разобрав деревянный настил, служивший въездом во двор, то девушки, жившие в нем, в ближайшее время замуж не выйдут. В ряде губерний девушки под Петров день носили украденные бороны на головах. В том случае, если девушка с этой ношей дойдет до какой-либо деревни в округе – именно туда она и выйдет замуж. Гулянья молодежи в ночь на Петров день было связано с обрядом, известного под названием «караулить солнце». Девушки и парни накануне вечером, сделав запасы еды, направлялись к месту традиционных летних гуляний. Здесь разводили костры и варили на них кашу или жарили яичницу, затем устраивали совместную трапезу. Затем прыгали через костры, как на Ивана Купалу. Часто Петров день сопровождался бесчинствами молодёжи. Молодежь совершала обходы деревень и посевов, гремя палками, заслонками, сковородами, колокольчиками, бубенцами. Раздавались звуки гармоний, балалаек, бубнов, крики и пение. Считалось, что с помощью грохота, шума и криков можно отогнать от поселений ведьм, колдунов, русалок и прочую нежить.Издавна соблюдался обычай приурочивать к этому дню вынесение решений по судебным и гражданским делам, начало и окончание сроков солдатской службы, заключение новых договоров. В Петров день проводились ярмарки и торги, получившие название «петровских». Часто Петров день сопровождался бесчинствами молодёжи. Молодежь совершала обходы деревень и посевов, гремя палками, заслонками, сковородами, колокольчиками, бубенцами. Раздавались звуки гармоний, балалаек, бубнов, крики и пение. Считалось, что с помощью грохота, шума и криков можно отогнать от поселений ведьм, колдунов, русалок и прочую нежить.
Глава 7 Июль. Иван Купала. Похороны Костромы. Гадания