ТЕНИ ЗАБЫТОГО ПРОШЛОГО
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


ФОРУМ РИТУАЛЬНОЙ И РУНИЧЕСКОЙ МАГИИ, СОВЕТЫ ЗНАХАРЕЙ, ПРАКТИКОВ И МАСТЕРОВ
 
ФорумРегистрацияВход

Поделиться
 

 Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Администратор
Администратор
Администратор
Администратор

Сообщения : 54535
Регистрация : 2012-09-14

Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Empty
СообщениеТема: Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы   Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Icon_minitime1Сб Мар 28, 2015 8:23 pm

Римляне называли месяц «март» в честь бога войны Марса, который был призван также защищать мирный труд.
На Руси у марта существовало множество названий: на севере он назывался «сухий» из-за весеннего тепла, а подругой версии из-за того, что сохли в этом месяце срубленные леса. В феврале (сечене) деревья валили, затем дожидались, пока они высохнут. А в марте сжигали на полях. На этих полях оставалась зола, которая и удобряла будущий урожай. Такая система земледелия известна также под именем «огневой».
Еще март назывался «протальником» (появлялись проталины), «капельником» (от слова капель, капать), «весновеем» (веет, навевает весну) и «пролетним» (то есть перед летним).
Во все времена и у всех народов приход весны приветствовали особыми праздниками и обрядами. Древние греки и римляне устраивали в честь богини весны и цветов Флоры богатые пиршества и веселые представления.
С этого месяца начинался новый год у евреев, египтян, персов, древних греков и римлян.
На Руси март был началом древнего времяисчисления, а затем и первым месяцем в календарном церковном году. Есть мнение, что мартовское летоисчисление применялось до 1343 года, после чего в России решено было считать началом года сентябрь.
Приметы и поговорки. И март на нос садится, и в нем морозит.Мартовская вода пользительна из снега от веснушек и загара.Мартовское пиво лучшее.В марте курица из лужицы напьется.Ни в марте воды, ни в апреле травы.Мартовская вода целебная (из мартовского снега).Март похоронит, август схоронит (хлеб: зерно хоронят в землю, а затем убирают в закром).Если в марте облака плывут высоко да быстро – к хорошей погоде.Частые туманы в марте предвещают хорошую погоду.Если в марте гроза случится – то год плодородным будет.Сухой март – год урожайный, дождливый – неурожайный.Февраль силен метелью, а март – капелью.
И март на нос садится, и в нем морозит.
Мартовская вода пользительна из снега от веснушек и загара.
Мартовское пиво лучшее.
В марте курица из лужицы напьется.
Ни в марте воды, ни в апреле травы.
Мартовская вода целебная (из мартовского снега).
Март похоронит, август схоронит (хлеб: зерно хоронят в землю, а затем убирают в закром).
Если в марте облака плывут высоко да быстро – к хорошей погоде.
Частые туманы в марте предвещают хорошую погоду.
Если в марте гроза случится – то год плодородным будет.
Сухой март – год урожайный, дождливый – неурожайный.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://salonmagii.forum2x2.ru
Администратор
Администратор
Администратор
Администратор

Сообщения : 54535
Регистрация : 2012-09-14

Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Empty
СообщениеТема: Re: Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы   Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Icon_minitime1Сб Мар 28, 2015 8:23 pm

Ярилин день (1марта)
В средневековой Руси допетровской реформы в этот день встречали Новый год. Начинался март Ярилиными днями, то есть были посвящены славянскому богу Яриле. По славянским поверьям в этот день земля начинала яриться, отмыкаться для тепла и света. В народе говорили: «Поднялся Ярило, берись, мужик, за вилы».
В это день беременные женщины взбирались на горку и грелись на солнышке, чтобы получить божественную силу от Ярилы – благополучно выносить ребёнка и родить.
Если в ночь высыпал снег, то матери посылали ребятишек размести мётлам снег. По поверьям считалось, что это принесёт счастье в дом и даст её членам здоровье.
В это день Ярило оплодотворят Землю (выпускал своё семя – росу), после чего начинался рост трав. Мужчины и женщины катались по полям, в надежде собрать Ярилину росу, которая ассоциировалась у славян с деторождением и плодородием. Крестьяне пасли скот, покуда не спадёт роса.
Обряд «отмыкания» земли
Хозяин красил яйца в красный или ярко жёлто-зелёный цвет (Цвета солнца и растительности. Крашение яиц – древняя языческая традиция). Затем перед выгоном скотины он водил одним из яиц по хребту животного. После чего эти яйцом одаривали пастуха. Скотины выгоняли из стойбища веткой вербы во двор и кормили особыми хлебцами «бяшками».
Перед тем как выгнать скотину на улицу, ей под ноги клали тонкий кожаный поясок так, чтобы та через него перешагнула. Это делалось для того, чтобы скотина знала дорогу домой.
Крестьяне просили языческого бога Ярилу [7] оберечь скот от хищного зверя. Утром молодёжь обходила крестьянские дворы, приговаривая:
Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу да за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву и воду,
А этому медведю пень да колоду.
Пастух гудел в рожок, возвещая, таким образом односельчанам о начале обряда «обхода». После этого с решетом в руках трижды обходил стадо на полосонь (то есть жизнь) и трижды на противополосонь (то есть смерть).
Крестьяне верили, что после совершения этого магического обряда вокруг стада замыкается круг железным замком. И это оградит скотину от напастей.
На Ярилин день запахивали пашню: «На Ярилу выезжает и ленивая соха». Вечер же закачивался всеобщим гулянием. С этого дня начинались девичьи Ярилины хороводы и весенние свадьбы.
Древний славянский обряд на зачатие
Для благоприятного зачатия в домашних условиях женщина проводила следующий ритуал: наливала воды в глиняную чашу, правым коленом ступала на порог, который символизировал границу реального и потустороннего миров, затем произнести заговор: «Матушка Богиня Жива [8] ! Сама слети, и лоно мое благослови да посыльников в него пошли: сынка, как соколка, а дочку, как ластушку». После чего выпивала воду и её остатками омывала свое лоно.
Заговор на зачатие и рождение ребёнка
Положить на рассвете в святую воду бобовое зерно и семь раз прочитать над ним заговор. Перед соитием с мужем проглотить зерно, запив его святой водой. После этого трижды прочитать заговор. Ежедневно повторять заговор вплоть до зачатия ребенка.
«Зерно бобовое глотаю, на тебя, Господь, уповаю! Семя во чреве, пухни да разрастайся! Младенец, в доме моем, рабы Божьей (имя), появляйся! Зерно бобовое крепкое да здоровое, а слово мое крепкое и неколебимое, богом хранимое. Господу Богу нашему – земной поклон, а мне, рабе Божьей (имя) – младенца в дом. Аминь!»
Заговор на возвращение заблудившейся скотины
. «Лесной царь-батюшка, пригони и притвори мою коровушку». (Надобно затопить печь и с первым дымом позвать животное по кличке. Прочитать заговор и три раза плюнуть через левое плечо).
. «Собирайся, мой милый зверь (кличка), ко всякой ночке к своему дому, как собирается мир православный к звону колокольному и пению церковному. Как муравьиные дети царю своему муравьиному служат и слушаются его, как медовые пчёлы слетаются к гнёздам своим и не забывают детей своих и не покидают их. И как стекаются быстрые речки и малые и большие в славный океан-море, так бы и ты, мой зверь (кличка животного, порода) тёк на мой голос со всех сторон: из-за озер, от мхов зыбучих, от чёрных болот, из-за рек, из-за лесов, тёк в дом мой ночевать, век вековать. Аминь» Заговор от порчи скотиныЕсли корову испортили она не даёт молока или молоко вытекает на землю, читать эти слова на закате солнца, бросая на корову соль: «Запрещаю тебе, бес проклятый, дух нечистый, быть в этом месте. Поди в своё место, а место твоё – Ад. Во имя Отца Сына, и Святого Духа. Аминь».Заговор от нападения на стадо зверей и лихих людейЗаговариваю я (клички животных) своих коров,Своих быков, своих козлят,Коней, лошадей и жеребят,Овец и ягнят и все свое дорогоеМое хозяйство большоеОт зверя хищного и ядовитой змеи.От грома и Ильи Пророка стрелы,От порчи, поветренной хвориИ от угона на чужое подворье,От того, что забыла сказать,От того, кого забыла назвать.Господи, помоги, Господи, благослови,Мою дорогую скотину сбереги.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Ныне и присно и во веки веков. Аминь.Заговор от нападения зверей«Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, помози мне, рабу Божию (имярек), и постави, Господи, около моего скота, милого моего живота Власьева рода, кругом, со всех четырех сторон черного и белого, и красного, и пестрого, и бурого, и седоватого, и рогатого, и комолого железный тын от земли и до неба, от неба и до земли. И обыди, Господи, около того тына железного. Ты, еще реку огненную от востока и до запада, от запада и до севера, от севера и до лета; и со всех четырех сторон, от земли и до небеси; от небеси и до земли. Кабы не приходил серый волк и сера волчица, и рыскуша, и лютый зверь, и люта волчица, и люта черная медведица. Кабы обходили всякие звери мимо моего живота Власьева рода, всякого черного и белого, и красного, и седоватого, и черемного, рогатого, комолого, быков, коров, телят и подтелков, и не повредили бы зубом и ногтем, и ничем его не вреждали по всякой час и по всякой день, и по всякую нощь, во веки веков. Аминь»
Заговор от порчи скотины
Если корову испортили она не даёт молока или молоко вытекает на землю, читать эти слова на закате солнца, бросая на корову соль: «Запрещаю тебе, бес проклятый, дух нечистый, быть в этом месте. Поди в своё место, а место твоё – Ад. Во имя Отца Сына, и Святого Духа. Аминь».
Заговор от нападения на стадо зверей и лихих людей
Заговариваю я (клички животных) своих коров,
Своих быков, своих козлят,
Коней, лошадей и жеребят,
Овец и ягнят и все свое дорогое
Мое хозяйство большое
От зверя хищного и ядовитой змеи.
От грома и Ильи Пророка стрелы,
От порчи, поветренной хвори
И от угона на чужое подворье,
От того, что забыла сказать,
От того, кого забыла назвать.
Господи, помоги, Господи, благослови,
Мою дорогую скотину сбереги.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Заговор от нападения зверей
Вернуться к началу Перейти вниз
https://salonmagii.forum2x2.ru
Администратор
Администратор
Администратор
Администратор

Сообщения : 54535
Регистрация : 2012-09-14

Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Empty
СообщениеТема: Re: Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы   Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Icon_minitime1Сб Мар 28, 2015 8:24 pm

Кислые девки (8 марта)
В это день на Руси говорили: «Убирай, девка, наряды, закрывай сундуки. Коли до Масленой свадьба не сыграна – сиди по поздней весны без ухажера».
Несмотря на это кислые девки, те что не определись с личной жизнью, времени даром не теряли и применяли всякие приговоры для привлечения женихов. Во время полного месяца девушки выходили на улицу, вертелись на правой пятке, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя».
Потом они незаметно ото всех вметали сор с улицы в избу и заметали его в передний угол, приговаривая: «Гоню я в избу своих молодцов, не воров! Наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».
Также кислые девки прибегали к следующему действенному способу: заводили опару, ставили ее в печь, а когда она начинала киснуть, брали наперсток. Черпали им трижды жидкое тесто и выпивали с приговором: «Как тесто ложится у сердца на месте, так и мысли о рабе Божией (имя) ложились бы у ретива сердца раба Божия (имя)».
Вечером после посиделок кислые девки выходили за ворота, набирали в подол сарафана снега. Пололи его, то есть перебирали и бросали на землю, приговаривая: «Полю, полю просо на девичью косу! Где мой женишок, там, собачка, взвой, голосок отдай».
Поговорки и приметы
С этого дня сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не летит.
Счастье придёт – и на печи найдёт!
Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками.
Сорока даром не щекочет – либо к гостям, либо к вестям.
Сорока в лесу за гнездо принялась.
Если соломинка, положенная на поверхность снега, проваливалась в сугроб, то через месяц снег должен был сойти.
Приворот на женихов
«Вечерняя мать-заря, ходишь ты выше меня. Летаешь ты высоко, видишь ты далеко. Высмотри, выгляди, выкрикни мне Божьей рабе (имя) суженого-ряженого. Где он мой законный? Где он мой венчанный? Где он ходит, где он гуляет? Где он работает, где отдыхает? В каком дому, в каком терему? Возьми к нему, горюшка, подойди, любовью ко мне, Божьей рабе (имя), дойми. Суши его, пеки! К моему дому приведи, к законному венцу благослови. Аминь».
Заговор на избавление от одиночества
Купите новую льняную рубашку белого цвета, наденьте ее. Предварительно снимите с себя все украшения. Заговор необходимо читать три дня подряд на утренней и вечерней зорях. В течение этих трех дней следует поститься (не употреблять в пищу мясное).
«Свет мой заря алая,
Просьба моя к тебе не малая:
Обряди и приведи ко мне молодца для венца.
Веди его душу, веди его сердце, веди его глаза,
Поставь нас с ним под образа.
Пусть он меня так ценит и любит
И никогда во веки веков не забудет.
Будьте вы, мои слова,
Крепки, лепки, тяжелы,
Как камни морские, пески сухие,
Ключи земляные.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Любовные заговоры на замужество
Применялись московскими горожанками в XIX веке.
. Когда близкая подружка будет выходить замуж, подшейте невесте платье и этой иголкой уколите себе палец. При необходим произнести: «Иголка-иголка, свадебное платье подшила, теперь меня замуж выдай за моего милого. Ключ, рот, замок. Аминь».
. После свадьбы подруги заберите у неё булавку, которую та приколола от сглаза на платье. И заколите этой булавкой подол своего платья. Забирать булавку следует тайно, только тогда та поможет. Можно схитрить: перед свадьбой незаметно приколоть к невестиному платью булавку, а потом в подходящий момент её снять.
. Вымыть свадебные туфли невесты ночью при лунном свете. Сопровождать действо следует приговором на замужество: «Туфельки топочите, за меня похлопочите, чтобы я сама поскорей заневестилась. Рот на замок, обо всем молчок. Аминь».
Заговор на богатого мужа
Чтобы найти богатого мужа нужно:
. Пойти в церковь, поставить двенадцать свечей за свое здравие и двенадцать свечей за здравие своего суженого.
. В тот момент, когда будите ставить свечи за здравие суженого, следует произносить заговор на брак:
«Господи, помилуй и спаси раба Твоего, имени которого я не знаю, но которого Ты предназначил мне в мужья. Аминь».
. Ночью наденьте новую льняную рубашку, возьмите две веточки от двух разных деревьев, свяжите их ниткой вместе. Положите на тарелку. Зажгите свечу и капайте воском на веточки, наговаривая:
«Сцепились два прутика навеки вечные, они сцепятся – не расцепятся, на добро, на злато-серебро, на прибыток, на приплод, на жизнь вечную. Аминь».
Повторять заговор надо пока свеча не прогорит полностью. Прутики хранить в потайном месте до самой свадьбы. А после свадьбы их нужно бросить в речку и посмотреть, как они плывут по течению.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://salonmagii.forum2x2.ru
Администратор
Администратор
Администратор
Администратор

Сообщения : 54535
Регистрация : 2012-09-14

Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Empty
СообщениеТема: Re: Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы   Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Icon_minitime1Сб Мар 28, 2015 8:24 pm

Масленица (Комоедица)
Масленицу отмечают в конце феврале или первой половине марта месяца.
Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила свое название в связи с тем, что в этот период времени, последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
В православном церковном календаре, этот период называется Сырной неделей. По церковным канонам считается, что смысл Сырной недели в примирении с ближними, прощении обид, подготовке к Великому посту.
Масленица являет собой весьма сложный, древний обряд и включает в себя специальные ритуалы, посвящённые началу нового цикла, стимуляции плодородия, поминанию предков.
В древние времена празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов считается началом нового года или цикла. Ярким примером чего является сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожения старого года.
Традиционно с началом нового цикла связана обрядовая борьба, к частности кулачные бои и взятие снежного городка. В это время провожают зиму и приветствуют начало весны.
Обрядовое сжигание чучела Масленицы взывало к плодородию. Славяне раскидывали пепел от обрядового сжигания по полям, сопровождая это действо специальными наговорами.
Многие обряды, приуроченные к Масленице, например: смотрины молодожёнов, гостевания (хождение в гости), катания с гор и катание на лошадях, шуточные преследования холостых, прежде всего, связаны с культом семьи. А именно: молодожёнами и неженатой молодёжью. Все они были направлены на создание семьи, а значит, на воспроизводство населения.
Во время Масленицы поминали предков. По представлениям славян предки находились не только в Ином мире, но и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому во время Масленицы пекли блины. Именно блины в древней славянской традиции считались поминальным блюдом, а отнюдь не символом солнца!
В качестве поминального элемента празднества во время масленицы были приняты обильные трапезы и посещение кладбищ.
Православная церковь долгое время боролась с этим языческим праздником, но так и не смогла вытравить его из сознания крестьян и горожан. Удалось лишь сократить его празднование на восемь дней.
Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от Великого поста. Итак, главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы и гуляния в России – блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья.
На Руси Масленица всегда отмечалась с размахом. Эти дни всегда ассоциировались с всеобщим весельем; солнечными, но ещё морозными днями; ароматом блинов, перезвоном колокольчиков.
Горожане устраивали чаепития прямо на улице, кругом виднелись пышущие жаром самовары, сверкающие начищенные медными боками. На площадях возвышались пёстрые балаганы, дающие представления.
Итак, Масленица – языческий праздник, приуроченный к новому циклу (наступлению весны), поминанию умерших, плодородию.
В православной традиции масленичные дни приурочены к Великому посту, примирению с ближними, прощению обид, покаянию. Церковь призывает встречать Масленицу чинно, смиренно, без излишнего веселья.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Сыропутной неделей. Это означает, что именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Также оно называется Прощеным воскресеньем .
После вечернего богослужения в храмах совершается особый обряд прощения: священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Масленичная неделя
Неделя делится на два периода: Узкую Масленица и Широкую Масленица. Узкая Масленица – первые три дня: понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица – последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня дозволялось заниматься хозяйственными работами, с четверга же все работы прекращались – начиналась Широкая Масленица.
Каждый день Масленицы имеет свое особое название.
Понедельник – встреча
Знаменует начало Узкой Масленицы. В этот день ходили в гости. Утром свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривали время и место гуляний, определяли состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы – заканчивался подготовительный процесс, приуроченный к гуляниям. Начинали печь блины. По традиции первый блин отдавали беднякам, чтобы те помянули своих усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Соломенная баба должна держать в руках жёлтый круг, солнечный диск (именно круг ассоциируется с солнцем и Ярилой, языческим богом плодородия!) и помазок, которые являются символами Масленицы, которая являет собой пробуждение природы от зимней спячки.
В первый масленичный день организовывались ледяные горки. По поверьям необходимо, чтобы салазки скатывались с горки как можно дальше. Это символизировало хороший урожай. Дети катились с горки с громкими криками: «Масленица пришла!»
Девушки приходили на катания с масляными блинами. Во время песнопений эти блины съедались.
Вторник – заигрыши
Вторник считался самым подходящим днём для смотрин невест. Ведь по сути своей масленичные обряды, сводились к сватовству. По окончании Великого поста, на Красную горку, наступало время свадьбу.
С утра парни приглашали девушек покататься с горок, поесть блинов. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!».
В этот день каждый старался вырядиться как можно страшнее, насколько хватит воображение и обязательно скатиться хоть раз с горки, иначе можно обидеть Масленицу. Кругом звучали песни, устраивались пляски, проводилась русская борьба, организовывались состязания в карабканье по шесту. С горок катали подожженные колеса (символ бога Ярилы!) Так отдавалась дань солнцу и наступающей весне. По поверьям считалось: если в Масленичную неделю не повеселиться и не потешиться от души, значит, жить предстоит в крайней нужде и горькой беде.
Среда – лакомка (Скоромная середа)
В Скоромную среду зять приходил к тёще на блины (отсюда пошло изречение: к тёще на блины ходил…). В этот день тёща была воплощением самой доброты и приветливости. Она всячески демонстрировала расположение своему зятю на радость дочери.
О подобных визитах складывалось немалое количество шутливых поговорок:
Зять на порог – стены в масле.
Хорош блин хрустящий, а зять говорящий.
Зять по двору – блины (пироги) на стол.
В тот день женщины старались приготовить самые вкусные и аппетитные блины. У каждой хозяйки должен был быть свой особенный рецепт блинов, который держался в строгом секрете. Блинчики выпекались тоненькие и легкие, сдабривались маслом, яйцами, икрой, сметаной. Вечерами молодежь собиралась на посиделки, там они пели песни и плясали. Степенные люди отправлялись в гости и принимали гостей.
Четверг – разгул (Разгуляй, Широкий разгул, Широкий четверг, Масляная коляда)
С Разгуляя начиналась Широкая Масленица. Хозяйственные и домашние работы прекращались, празднования разворачивались во всю мощь и ширь. Не даром бытовали названия: Широкий разгуляй, Широкий четверг, Масляная Коляда.
Народ безудержно предавался веселью и всевозможным потехам. В этот день катались на лошадях с бубенцами, устраивали кулачные бои и различные соревнования; захватывали снежный городок, что сопровождалось шутейными потасовками и перебранками. Как правило, все эти мероприятия завершались шумными пирушками. Словом, во время Масленицы народ выплескивал всю накопившейся за зиму негативную энергию.
На Широкий разгуляй повсеместно жгли костры, через которые прыгала молодёжь. Это древняя славянская ритуальная традиция. Прыжки через огонь сопровождались песнями:
Яко середу на масленую, на жидовские заговенья
Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.
А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,
А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.
Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.
Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится – сукин сын.
В некоторых областях на Разгуляй по деревням ходили с бубнами, балалайками, гуслями и пели колядки. Поэтому этот день также назывался Масляной Колядой. Колядка: Уж как шли ребята колядовщики, Виноград, красно зелёная моя! Колядовщики, все фабричники, Мы искали двора господина своего, Господинов двор на семи верстах, На семи верстах, осьми столбах. Посреди двора, посреди широка, Стоят три терема, Три терема златоверхие. В первом терему красно солнушко, Во втором терему часты звёздочки, Сам хозяин в дому, господин в терему, Хозяйка в дому, госпожа в высоком, Млады девушки в дому, как орешки в меду, Виноград, красно-зелёная моя!
Уж как шли ребята колядовщики,
Виноград, красно зелёная моя!
Колядовщики, все фабричники,
Мы искали двора господина своего,
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоят три терема,
Три терема златоверхие.
В первом терему красно солнушко,
Во втором терему часты звёздочки,
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяйка в дому, госпожа в высоком,
Млады девушки в дому, как орешки в меду,
На Разгуляй Масленица набирала полную силу. Главным его действием был штурм и дальнейший захват снежного городка. Мальчишки и молодые парни разделялись на два противоборствующих лагеря. По правилам игры одна группа старалась захватить городок, другая стояла его обороняла при помощи метел. На Разгуляй повсеместно организовывались катания на лошадях. Пятница – тёщины вечераВ этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь – жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.Суббота – золовкины посиделкиВ этот день молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (сестёр мужа) и других родственников мужа. Невестка одаривала золовок подарками.Также в этот день отправляются к родственникам в гости. Главным угощением в субботу являются блины. Выпекать блины не так просто, как может показаться. Блины бывают самые разнообразные: овсяные, ржаные, яичные, творожные, молочные и т. д. Тесто для масленичных блинов обязательно включает в себя дрожжи, которые позволяют блинам быть пышнее и толще. Перед приготовлением необходимо дать тесту настояться около двадцати минут, чтобы клейковина, содержащаяся в муке, успела набухнуть. Сбитые белки, если они входят в состав, следует добавлять непосредственно перед приготовлением.Хозяйке на заметку : настоящие русские блины готовятся из высококачественной гречневой муки. Если она отсутствует в продаже, то её можно легко намолоть в домашних условиях при помощи простой кофемолки. Гречка-ядрица размалывается до порошкообразного состояния.Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье)Прощёное воскресенье являет собой кульминацию масленичной недели. В этот день происходит заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просят друг у друга прощения за причиненные обиды.Вечером в Прощёное воскресенье поминают усопших, ходят на кладбище прощаться с своими родственниками. Также Прощёный день посещают баню. Остатки праздничной еды сжигают, после чего посуду тщательно моют. Девушки бросают в костёр масленичные куклы, с которыми уходят все невзгоды. В конце праздника торжественно сжигают чучело Масленицы (Морены), а полученный пепел рассыпают по полям (древний ритуал повышения урожая).Во многих областях устраиваются выезды ряженых. Мужчины надевают соломенные колпаки, затем выезжают за город и там сжигают свои головные уборы. Этот обряд ассоциируется с сожжением Масленицы.В некоторых деревнях, вечером, жители берут по пучку соломы, складывают в одну кучу и поджигают. Считается, что они «сжигают соломенного мужика».В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). По его примеру прихожане кланяются друг другу, просят прощения и целуются. В ответ произносят: «Бог простит».В старину поговаривали, чтобы безбедно прожить целый год: «Лучше с себя что заложи, а Масленицу проводи достойно»Приметы и поговорки. Первый блин за упокой (на масленой).Сыр, сметану, масло вкушай, все беды – щедростью души избывай.Милости просим к нам об Масленице с своим добром, с честным животом.Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.Блин не клин, брюха не расколет.Без блина не Масляна.На горках покататься, в блинах поваляться.О масленой – неделю пируешь, семь опохмеляешься.Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.Масленица объедуха, деньгам приберуха.Масленица-блинница – скоморошья радельница.Отдадим почтенье на сырной в воскресенье (то есть напроказим, перерядимся и пр.).Широка река Маслена: затопила и Великий пост.Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.Зять на двор – пирог на стол.У тёщи про зятя и ступа доит (то есть доится).Придёт зять, где сметанки взять?Ненастье в воскресенье перед Масляной – к урожаю грибов.Медвежья потехаНи одна масленичная неделя в Москве девятнадцатого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.Эта народная забава вызвала резкое осуждение церкви. Однако это «бесовское угодье» и «богомерзкое дело» прочно прижилось в народе, несмотря все на запреты и гонения. Медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним и традиционным. В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян он был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.Петрушечная комедияВ старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, а также простотой подачи информации. Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка, одетый в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб (или даже два горба), а также длинный горбатый нос.БалаганыЦентром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаган – главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя не всегда доступное увеселение. Балаганы являли собой лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.Слово «балаган» первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение «временная, разборная торговая постройка».Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.Масленичное гадание на блинах● Если любимый объедался блинами с икрой, о нем говорили, что он надежен: способен обеспечить жену и детей всем необходимым, завести и приумножить хозяйство. Но в то же время он был суровым – ни на какую ласку будущей жене рассчитывать не приходилось.● Если возлюбленный предпочитал блины с красной рыбой любой другой начинке, он обещал быть ласковым, нежным, добрым. Однако о его способностях хозяина и защитника говорить не приходилось – у него их попросту не было.● Если избранник любил блины с творогом, он считался добрым и заботливым.● Сметаной поливал блины человек без собственного мнения, очень зависящий от чужой мысли и позиции.● Добавлял растопленное сливочное масло к блюду жених нежный и ласковый, способный на пылкие и глубокие чувства, однако не умеющий вести хозяйство.● Посыпал сахаром блины любитель комфортной семейной жизни. Он обожает детей и предпочитает иметь их как минимум пятеро, однако об их воспитании он особо не заботится, доверяя это дело жене.● Блины с яйцами предпочитают занудные и ворчливые мужчины. Они домоседы, скряги и не любители напрягаться, даже в постели.● Блины с вареньем и медом любят красавцы, добряки, лидеры – они самые подходящие кандидаты в мужья, о которых говорится «золотая середина».Тужилки по Масленице. Чистый понедельникТужилки по Масленице – это продолжение масленичного гулянья на первой неделе Великого Поста. Чаще тужилки проходили в Чистый понедельник, иногда в субботу или воскресенье. Тужилки – горевание об ушедшей Масленице, очищение после греховного разгула в начале поста.В это время пекли «туженники» или «тужики», хлебцы из гречневой или пшеничной муки. Крестьяне говорили, что при наступлении поста они «тужуть (тужат, горюют) по масленой» и потому пекут хлебцы.В первые дни поста устраивали кулачные бои, а в городах – первые весенние гусиные, петушиные, собачьи бои.В северных областях девочки, девушки и женщины продолжали кататься с ледяных гор. Вместо санок они использовали так называемые донцы – основание прялок или гребней. Согласно поверьям такое ритуальное катание должно было способствовать росту льна и проса. Причём девушки старались скатиться с горки как можно дальше, чтобы лен был долгим.В этот же день обязательно пекли постные блины.В Чистый понедельник проходили катания на лошадях в упряжках. При этом лошадей празднично украшали, а для смеха вешали на них лапти и даже одевали штаны. В Чистый понедельник подобные масленичные развлечения разрешались только до мытья в бане. После чего увеселения уже считались грехом.В середине XIX века в некоторых провинциальных городах в Чистый понедельник происходило прощание с масленицей следующим образом. Рано утром мальчишки, вооруженные ухватами, мётлами и сковородниками, шли от дома к дому и кричали:«Мы масленицу прокатали, святы вечеры проиграли, мы рождественский пост пропряли. Свет наша масленица, дорогая! Где ты ночь ночевала? Под кустом на дорожке? Ехали скоморошки, вырезали по прутичку, сделали по гудочку, И вы, гудушки, не гудите, вы масленицу не будите!»
Пятница – тёщины вечера
В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь – жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота – золовкины посиделки
В этот день молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (сестёр мужа) и других родственников мужа. Невестка одаривала золовок подарками.
Также в этот день отправляются к родственникам в гости. Главным угощением в субботу являются блины. Выпекать блины не так просто, как может показаться. Блины бывают самые разнообразные: овсяные, ржаные, яичные, творожные, молочные и т. д. Тесто для масленичных блинов обязательно включает в себя дрожжи, которые позволяют блинам быть пышнее и толще. Перед приготовлением необходимо дать тесту настояться около двадцати минут, чтобы клейковина, содержащаяся в муке, успела набухнуть. Сбитые белки, если они входят в состав, следует добавлять непосредственно перед приготовлением.
Хозяйке на заметку : настоящие русские блины готовятся из высококачественной гречневой муки. Если она отсутствует в продаже, то её можно легко намолоть в домашних условиях при помощи простой кофемолки. Гречка-ядрица размалывается до порошкообразного состояния.
Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье)
Прощёное воскресенье являет собой кульминацию масленичной недели. В этот день происходит заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просят друг у друга прощения за причиненные обиды.
Вечером в Прощёное воскресенье поминают усопших, ходят на кладбище прощаться с своими родственниками. Также Прощёный день посещают баню. Остатки праздничной еды сжигают, после чего посуду тщательно моют. Девушки бросают в костёр масленичные куклы, с которыми уходят все невзгоды. В конце праздника торжественно сжигают чучело Масленицы (Морены), а полученный пепел рассыпают по полям (древний ритуал повышения урожая).
Во многих областях устраиваются выезды ряженых. Мужчины надевают соломенные колпаки, затем выезжают за город и там сжигают свои головные уборы. Этот обряд ассоциируется с сожжением Масленицы.
В некоторых деревнях, вечером, жители берут по пучку соломы, складывают в одну кучу и поджигают. Считается, что они «сжигают соломенного мужика».
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). По его примеру прихожане кланяются друг другу, просят прощения и целуются. В ответ произносят: «Бог простит».
В старину поговаривали, чтобы безбедно прожить целый год: «Лучше с себя что заложи, а Масленицу проводи достойно»
Первый блин за упокой (на масленой).
Сыр, сметану, масло вкушай, все беды – щедростью души избывай.
Милости просим к нам об Масленице с своим добром, с честным животом.
Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.
Блин не клин, брюха не расколет.
Без блина не Масляна.
На горках покататься, в блинах поваляться.
О масленой – неделю пируешь, семь опохмеляешься.
Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Масленица-блинница – скоморошья радельница.
Отдадим почтенье на сырной в воскресенье (то есть напроказим, перерядимся и пр.).
Широка река Маслена: затопила и Великий пост.
Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.
Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.
Зять на двор – пирог на стол.
У тёщи про зятя и ступа доит (то есть доится).
Придёт зять, где сметанки взять?
Ненастье в воскресенье перед Масляной – к урожаю грибов.
Медвежья потеха
Ни одна масленичная неделя в Москве девятнадцатого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.
Эта народная забава вызвала резкое осуждение церкви. Однако это «бесовское угодье» и «богомерзкое дело» прочно прижилось в народе, несмотря все на запреты и гонения. Медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.
С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним и традиционным. В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян он был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.
Петрушечная комедия
В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.
Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, а также простотой подачи информации. Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка, одетый в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб (или даже два горба), а также длинный горбатый нос.
Балаганы
Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаган – главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя не всегда доступное увеселение. Балаганы являли собой лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.
Слово «балаган» первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение «временная, разборная торговая постройка».
Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://salonmagii.forum2x2.ru
Администратор
Администратор
Администратор
Администратор

Сообщения : 54535
Регистрация : 2012-09-14

Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Empty
СообщениеТема: Re: Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы   Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Icon_minitime1Сб Мар 28, 2015 8:25 pm

Масленичное гадание на блинах
● Если любимый объедался блинами с икрой, о нем говорили, что он надежен: способен обеспечить жену и детей всем необходимым, завести и приумножить хозяйство. Но в то же время он был суровым – ни на какую ласку будущей жене рассчитывать не приходилось.
● Если возлюбленный предпочитал блины с красной рыбой любой другой начинке, он обещал быть ласковым, нежным, добрым. Однако о его способностях хозяина и защитника говорить не приходилось – у него их попросту не было.
● Если избранник любил блины с творогом, он считался добрым и заботливым.
● Сметаной поливал блины человек без собственного мнения, очень зависящий от чужой мысли и позиции.
● Добавлял растопленное сливочное масло к блюду жених нежный и ласковый, способный на пылкие и глубокие чувства, однако не умеющий вести хозяйство.
● Посыпал сахаром блины любитель комфортной семейной жизни. Он обожает детей и предпочитает иметь их как минимум пятеро, однако об их воспитании он особо не заботится, доверяя это дело жене.
● Блины с яйцами предпочитают занудные и ворчливые мужчины. Они домоседы, скряги и не любители напрягаться, даже в постели.
● Блины с вареньем и медом любят красавцы, добряки, лидеры – они самые подходящие кандидаты в мужья, о которых говорится «золотая середина».
Тужилки по Масленице. Чистый понедельник
Тужилки по Масленице – это продолжение масленичного гулянья на первой неделе Великого Поста. Чаще тужилки проходили в Чистый понедельник, иногда в субботу или воскресенье. Тужилки – горевание об ушедшей Масленице, очищение после греховного разгула в начале поста.
В это время пекли «туженники» или «тужики», хлебцы из гречневой или пшеничной муки. Крестьяне говорили, что при наступлении поста они «тужуть (тужат, горюют) по масленой» и потому пекут хлебцы.
В первые дни поста устраивали кулачные бои, а в городах – первые весенние гусиные, петушиные, собачьи бои.
В северных областях девочки, девушки и женщины продолжали кататься с ледяных гор. Вместо санок они использовали так называемые донцы – основание прялок или гребней. Согласно поверьям такое ритуальное катание должно было способствовать росту льна и проса. Причём девушки старались скатиться с горки как можно дальше, чтобы лен был долгим.
В этот же день обязательно пекли постные блины.
В Чистый понедельник проходили катания на лошадях в упряжках. При этом лошадей празднично украшали, а для смеха вешали на них лапти и даже одевали штаны. В Чистый понедельник подобные масленичные развлечения разрешались только до мытья в бане. После чего увеселения уже считались грехом.
В середине XIX века в некоторых провинциальных городах в Чистый понедельник происходило прощание с масленицей следующим образом. Рано утром мальчишки, вооруженные ухватами, мётлами и сковородниками, шли от дома к дому и кричали:
«Мы масленицу прокатали, святы вечеры проиграли, мы рождественский пост пропряли.
Свет наша масленица, дорогая! Где ты ночь ночевала? Под кустом на дорожке?
Ехали скоморошки, вырезали по прутичку, сделали по гудочку,
В субботу первой недели поста устраивались молодежные гулянья с угощением постными блинами. Часто в этот день собирались только девушки и женщины с работой, при которой пение песен и веселье не считалось грехом. Гостевание на первой неделе поста являет собой некий отголосок Масленицы. Зять приезжал за тещей на лошади, запряженной в сани, на обратном пути при проезде через деревни их встречали толпы кричащих местных мальчишек с грудами веников, которыми они в шутку хлестали проезжающих и бросались снежками.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://salonmagii.forum2x2.ru
Администратор
Администратор
Администратор
Администратор

Сообщения : 54535
Регистрация : 2012-09-14

Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Empty
СообщениеТема: Re: Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы   Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Icon_minitime1Сб Мар 28, 2015 8:25 pm

Навий день (19 марта)
Навьим днём назывался день общего поминовения покойников на Руси. Навью у древних славян считался потусторонний мир, а реальный назывался Явь. Начинались обрядовые посещения могил с приношением треб. В этот день давно умершим людям приносились требы (ритуальные приношения) со следующим приговором:
Свети, свети, солнышко!
Дам тебе яичко,
Как курочка снесёт в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует.
Наши далёкие предки бросали в воду скорлупу от красного яйца. По поверьям считалось, что скорлупа доплывёт до забытых душ (которых давно не поминают) к Русальному дню (4 июня).
Вернуться к началу Перейти вниз
https://salonmagii.forum2x2.ru
Администратор
Администратор
Администратор
Администратор

Сообщения : 54535
Регистрация : 2012-09-14

Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Empty
СообщениеТема: Re: Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы   Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы Icon_minitime1Сб Мар 28, 2015 8:25 pm

Весеннее равноденствие. Вербоносица (21 марта)
В этот день славяне украшали свой дом ветками вербы. По поверьям считалось, что она выгоняет тяжесть из дома.
День весеннего равноденствия считался в дохристианской Руси праздником Даждьбога [9] . Считалось, что в этот день он открывает лето и начало сельских работ.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://salonmagii.forum2x2.ru
 
Глава 3 Март. Масленица. Кислые девки. Гадания. Обряды. Приметы
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Глава 6 Июнь. Зелёные Святки. Троица. Крещение кукушки. Духов день. Летние гадания. Заговоры
» Глава 1 Январь. Гадания. Обряды. Приметы. Заговоры. Предсказания
»  Январь. Гадания. Обряды. Приметы. Заговоры. Предсказания
» Глава 7 Июль. Иван Купала. Похороны Костромы. Гадания
» Глава 2 Февраль. Приметы. Трифонов день. Сретенье Господне. Любовные заговоры

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ТЕНИ ЗАБЫТОГО ПРОШЛОГО :: СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО :: Славянское Язычество-
Перейти: