Администратор Администратор
Сообщения : 54535 Регистрация : 2012-09-14
| Тема: Как правильно подавать записки о упокоении? Вт Ноя 18, 2014 9:28 am | |
| Как правильно подавать записки о упокоении?Святая Церковь за Божественной литургией, а она совершается Церковью каждый день, за исключением особых дней Великого поста, творит молитвы за усопших, поэтому, приходя молиться в храм, нужно подавать записку о упокоении с перечислением имен усопших православных родственников. Во время службы частицы, вынимаемые из просфоры, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего большего мы не можем сделать для усопшего, чем молиться о нем, поминая на Литургии. После Литургии просфоры раздаются тем, кто подавал записки (обычно одну просфору на одну записку). Просфора съедается в церкви, либо дома, натощак в память об усопшем. При церковном поминовении произносятся имена усопших. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог есть наш Отец и для Него каждый человек, как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем. В заупокойных записках имена пишутся полностью в родительном падеже, т. е. не Люды, а Людмилы, не Миши, а Михаила и т. д. Если со дня кончины христианина не прошло еще сорока дней, то его имя поминается с добавлением слова «новопреставленный» или «новопреставленная». Почившие дети до семи лет (до шести включительно) именуются младенцами, к именам почивших священнослужителей добавляют их сан. Имена пишутся православные, т. е. данные при Святом Крещении, например, в Православии нет имен Эдуард, Станислав, Алина, Виктория и т. п. Образец заупокойной поминальной записки: ОБ УПОКОЕНИИ протоиерея Николая диакона Петра монахини Анимаисы новопреставленной Людмилы младенца Кирилла рабов Божиих: Валентина, Валентины, Василия, Александра. Александры, и всех усопших сродников. По данному образцу можно составлять записки с перечислением имен своих усопших близких. При написании можно применять сокращения: младенца — млад., новопреставленного — новопр., рабов Божиих — р. Б. и т. д. Поскольку церковь существует на пожертвования прихожан, записки, подаваемые в храме на литургию, имеют определенную стоимость. Молитва о усопшихМолитвой за ушедших в иной мир живые принимают святое участие в деле спасения их душ. Молясь за них, живые подвигают Всеблагого Бога на милость к УСОПШИМ, ибо милость эта оттого, что души умерших уже не в состоянии своими действиями умилостивить Бога, дается им по прошению живых. Молитвы за умерших доставляют спасение и живым, ибо настраивают душу к небесному и отвлекают ее от временного, суетного, наполняют памятью о смерти и потому уклоняют от зла; дают силу воздерживаться от произвольных грехов и придают великодушное и радостное терпение в дни скорбей, которые ослабляются надеждой на будущее — не земное. Молитвы за умерших располагают души живых к исполнению заповеди Христовой — готовиться к исходу во всякий час. Наши усопшие также молятся за нас. Особую помощь мы получаем по молитвам почивших, которые обрели блаженство в вечности. Представители протестантских деноминаций утверждают, что заупокойные молитвы напрасны, потому что душа за гробом уже получает то, что здесь себе приготовила и изменить ее участь нельзя. Иначе как жестокосердием назвать это утверждение нельзя. Если забота о спасении души близкого исчезает, как только душа переселяется в другую обитель, то где же та христианская любовь, о которой так часто говорят протестанты? А ведь главное основание заупокойной молитвы именно любовь к ближнему, независимо от того, жив он или мертв, «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Конечно, трудно рассчитывать на спасение тем, кто вел беспутный образ жизни и, будучи крещеным христианином, жил вне Церкви и своим поведением сам себя от нее отлучил. Молитва Церкви не сможет спасти того, кто сам при жизни не принимал для этого вообще никаких усилий. Поэтому при жизни необходимо самому делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. По выражению святителя Григория Великого «лучше совершать исход свободным, чем искать свободы, оказавшие в цепях». Если человек при жизни стремился быть добрым христианином и умер в мире с Богом, хотя и был он грешником, (а только один Господь без греха), то молитва Церкви и добрые дела в память о нем преклоняют Всемилостивого Бога к прощению грехов этой христианской души. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви и отдельных христиан об усопшем, есть определенный результат жизни этого человека. Если о беззаконных людях родственники молятся в первые дни после смерти, исполняя положенные Православные обычаи, то после поминания сорокового дня, молитвы эти, как правило, затухают. Память же о благочестивом христианине, сделавшем при жизни немало добрых дел и для Церкви, и для близких, вдохновляет нас на постоянную молитву о нем, вселяя надежду на спасение души усопшего. В православной литературе встречается достаточно примеров о пользе молитв за усопших. Приведем хотя бы два таких случая. В журнале «Странник» за май 1862 года помещено откровение, сообщенное Святогорцу отцу Серафиму одним из афонских схимников. «Причиной моего поступления в монашество было видение во сне загробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне; они взяли меня за руки и сказали: «Следуй за нами»! Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно; тогда-то понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в загробный мир. В юношах я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений, я слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое огненное место полагается, прибавили: «Если и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то вот и твое место наказания». Вслед за тем один из Ангелов из пламени извлек одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и был с ног до головы окован в цепи. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы и вместе с цепями исчезла его чернота, человек стал чист и светел, как Ангел; потом Ангелы облекли его в блестящее одеяние, подобное свету. — Что значит это изменение человека? — решился я спросить Ангелов. — Эта грешная душа, — отвечали Ангелы, — отлученная от Бога за свои грехи, должна была вечно гореть в этом пламени; между тем родители этой души много подавали милостыни, много делали поминовений на литургиях, отправляли панихиды, и вот, ради родительских молитв и молитв Церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена от вечного мучения и теперь предстанет пред лицом своего Господа и будет радоваться со всеми Святыми. Когда видение кончилось, я пришел в себя, и что же увидел: вокруг меня стояли и плакали, готовя мое тело к погребению». В журнале «Описание знамений и исцелений в 1863 году от Святыни Афонской в России» приведено письмо, адресованное иеромонаху Арсению следующего содержания: «Много скорбели мы о смерти нашего брата, князя М. Н. Чегодаева, последовавшей в 1861 году в Самаре. И тем более печалились, что смерть его была внезапной, без покаяния и напутствия Святых Таинств. Но вот вижу сон, будто я и покойный мой брат идем вместе по прекрасной местности. Подходим к новому, как бы недавно построенному селу, при входе в которое стоит новый высокий деревянный крест, а при выходе из села высится чудесной красоты дом, также новый. Приблизившись к нему, брат с радостным видом сказал мне: — Вот какое богатое село недавно купил я, и этой покупкой я очень и очень обязан моей жене Ташеньке; надобно написать к ней и поблагодарить ее за сделанную милость для меня. Значение этого сна скоро объяснилось. Я получила письмо от Татьяны Никифоровны, в котором она меня извещала, что ей Господь помог устроить вечное поминовение по мужу, моему брату, во Святом Афоне». Настолько важны для души усопших молитвы за них, особенно за Божественной литургией, что по Божьему произволению иногда души усопших являются живым с просьбой помолиться за них. Вот один из таких современных случаев. Стал являться одной женщине во сне умерший муж с просьбой дать два рубля. Явления эти с одной и той же просьбой повторялись несколько ночей подряд, что вызывало у вдовы беспокойство и тревогу. По совету знакомых пошла она в церковь, чтобы подать заказную записку на литургию с именем покойного. На вопрос, сколько стоит подать эту записку, ей ответили: «два рубля». Вполне естественно, что явления покойного мужа с тех пор прекратились, т. к. просьба его была выполнена. Пусть этот случай всегда напоминает нам, что необходимо заботиться о своих усопших близких, молиться о них и надеяться, что когда настанет и наш час отойти в мир иной, будут молиться и о нас. Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет по Православному обряду, то независимо от того, когда он умер, нужно обязательно заказать отпевание, если конечно для этого нет церковных препятствий, например, если этот родственник не был православным или покончил жизнь самоубийством. Можно также заказать церковное поминовение на полгода или год. Монастыри же могут принять просьбу поминовения на более долгие сроки. Многочисленные свидетельства подтверждают как важен обряд церковного отпевания для душ усопших. Вот одно из таких свидетельств, рассказанное священником Валентином Бирюковым, проживающим в г. Бердске Новосибирской области: «Случай этот произошел в 1980 году, когда я был настоятелем храма в одном из городов Средней Азии. Подошла как-то ко мне одна пожилая прихожанка и говорит: - Батюшка, помогите. Сын совсем замучил, сил больше нет. Зная, что живет она одна, я удивился и спросил: - Какой сын? - Да погиб который в 1943 году на фронте. Снится мне почти каждую ночь, да сны одни и те же: будто сидит он посреди грязи, а его сердечного бьют палками со всех сторон, да этой грязью забрасывают. А сын смотрит на меня жалобно, вроде просит о чем. - Отпет сын-то твой? — спрашиваю. - Да Бог весть. Может и отпевали их на фронте, а может и нет. Записал я имя убиенного воина и совершил положенный чин отпевания. Буквально на следующий день прибегает ко мне радостная прихожанка и сообщает: - Сын-то опять приснился, да по-другому — будто идет он по твердой дороге, радостный весь и бумагу в руках держит, а мне говорит: «Спасибо мама, что пропуск мне выхлопотала. С этим пропуском мне везде открыта дорога». Показал я ей разрешительное письмо, что читается при чине отпевания: - Эта бумага была при сыне? - Да, батюшка, эта». Удивительный случай этот должен вразумить нас позаботиться об отпевании наших усопших близких. Если же вы не знаете, отпет ваш родственник или нет и есть сомнения, то нужно обратиться к священнику за благословением. |
|