Каша выходит из горшка к выходу из печи – это к несчастью, а если к дальней стене – к изобилию. – Несмотря на то, что в этом поверье собрано сразу три символа (каша, горшок, печь), суть его довольно проста, ибо строится на внешнем сопоставлении: к выходу из печи – значит, и к выходу из дому, а к стенке – значит, в доме прибавится, изобилие будет. На мистическом уровне это толкуется как деяния обитающих в печи духов: выталкивают они пищу или оставляют себе, тем самым, выражая благосклонность.
Горшок с кашей в печи треснул – не к добру. – Горшок с кашей – один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок с кашей, треснувший в печи, – конечно, не к добру: о каком добре может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый покупать надо.
Каша – это традиционная русская еда, которая на протяжении многих столетий готовится практически неизменно. Это блюдо было особенно распространено в крестьянской среде, поскольку оно отличается простотой приготовления и приятным, поистине домашним вкусом. Как говорит старая народная поговорка: щи да каша – всё это пища наша.
Многие люди, приготовляя или кушая кашу, даже не подозревают о том, что с этим блюдом наши предки связывали большое количество примет и суеверий. Каша издавна имеет в народе особое, символическое значение, об этом можно судить, рассмотрев ряд старых народных обрядов, связанных с употреблением этого блюда. Один из таких обрядов – крестины. Считается, что каша, поставленная на стол во время этого обряда, благоволит новорожденному счастье, здоровье и богатство. Согласно этому поверью, величина благ пропорциональна размеру горшка с кашей, поэтому на стол старались ставить самый большой из имеющихся в доме горшков. Если за столом на крестины кто-нибудь не доест свою кашу и оставит её на тарелке, то, говорят, ребёнок щербатым вырастет. То же говорят детям во время еды: если не доешь свою кашу – невеста рябая будет (или жених).
По старому обычаю, отца новорожденного ребёнка угощают пересоленной и переперченной кашей, для того, чтобы он понял, как горько и солоно было жене рожать.
Во время крестильного обряда бабка традиционно обходила по очереди гостей и потчевала их кашей, за это угощение каждый из гостей давал бабке грош или больше.
На Руси был распространён следующий обычай. Когда молодые приглашали гостей на первый обед, то непременно угощали их кашей. На этом обеде гости в шутку говорили, что рады будут ещё посетить этот дом и поесть у молодых кашу, имея в виду скорые крестины.
У некоторых народов гости, приходя в дом, прежде всего, обращали внимание на горшок с кашей: если он полон – хозяева их примут тепло, если нет – им в этом доме не рады.
В день, когда в доме рождался ребёнок, варили кашу и приглашали гостей. Сама трапеза сопровождалась традиционным обрядом: кума ставила горшок с кашей на стол и вкладывала туда несколько копеек, после неё то же самое делали гости, последним монеты клал кум. Далее верхний слой каши с монетами срезали и относили к роженице на блюдечке. Оставшуюся часть каши раскладывали по тарелкам гостям и если в честь новорождённого. Считалось, что этот обряд поможет расти ему здоровым, сильным и богатым.
Если каша во время её приготовления вылезет из горшка вон – к несчастью. Эта примета предвещает беду всему дому. Плохой приметой также считается, если горшок с кашей треснул в печи – треснуло счастье в этом доме.
Наши предки на именинах всегда ели кашу. При этом в начале застолья над головой именинника разламывали смазанный кашей пирог. Этот обряд символизировал благоденствие, счастье и достаток именинника, в котором он проживёт весь следующий год. При этом мерой достатка считалась каша, растекающаяся по пирогу: чем больше каши, тем лучше будет жить именинник.
Неотъемлемым дополнением к каше всегда считалось масло. Если в доме не было масла, то кашу старались не варить, потому что, считалось, что без этого продукта каша теряет свою ценность и силу.
Если в кашу попала какая-нибудь мошка, особенно муха, то эту кашу не ели – плохая примета. Такую кашу отдавали на корм скотине.