Яблоко со стола упало – к свиданию с возлюбленным. – Дело тут в символике яблока, как плода любви (можно вспомнить и миф о Парисе, и библейское яблоко, и яблочко на тарелочке, которое помогает увидеть милого). Второй символ – упавший предмет; считается, что он предвещает встречу: упал предмет мужского рода (нож) – к встрече с мужчиной, женского рода (ложка, вилка) – к встрече с женщиной. Поскольку яблоко среднего рода, то его легко трактовать в свою пользу как девушке, так и юноше.
Поперхнулся за столом – значит, кто-то к обеду спешит. – Торопливость в принятии пищи переносится на торопящегося гостя. Все, что происходит за столом, толкуется широко и иносказательно. “Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном”, и потому не спеши, относись к еде с уважением. Любое происшествие за столом – не случайность, а знак свыше. Поспешность за едой всячески осуждалась – такой, например, шуткой: “Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет”.
Бумагой стол вытирать – к ссоре. – Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги – шум ссоры.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Ложку на столе после обеда забыть – к гостю. – Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. Отметим и частичную перекличку этой приметы с поверьем о двух кусках хлеба: начал есть второй кусок, когда первый еще недоеден, – значит, кто-то близкий голодает. То есть все, что случайно оказалось за столом лишним, – для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.
Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут. – Вероятно, поверье имеет прежде всего этический смысл. Еда – важный жизненный процесс, и проходить он должен в удобных, комфортных условиях. В отличие от животных, которые, добыв пищу или украв ее, едят, скрываясь от постороннего взора, человек принимает пищу открыто: ему незачем таиться, свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это значит, что он скрывается. Почему? Может, он – вор? Тогда и дети его могут стать ворами, по пословице о яблоко от яблони далеко не падает.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь. – Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).
Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой. – На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот – соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), – значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.
Чаинка в стакане плавает – к подарку. - Подобное же поверье существует и о мухе, попавшей в суп. Мы имеем дело с функцией приметы, которая направлена на то, чтобы успокоить человека, гипотетической посулой скрасить небольшую досаду.
Чай пролить – к недоразумению. – Одна из многочисленных “смягчающих” примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) – и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.
Copyright © 2014 Суеверия и народные приметы.