Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится. – С новолунием в народе связана порча почти всех продуктов питания. Это не случайно, ибо многие предания и мифы строятся на том, что Луна – это планета мертвых, там обитают их души, улетевшие с Земли; соответственно свет Луны – это мертвый свет, отрицательно влияющий на все живое. В этом смысле Луна противопоставляется животворящему Солнцу. “На возрастающей Луне” (от новолуния до полнолуния) свет ее активнее, чем “на уходящей Луне”. Поэтому и все заготовки продуктов в это время обречены на неудачу. Есть некоторый резон прислушаться к этой примете, основанной на опытных народных наблюдениях, ибо в разные фазы Луны некоторые процессы (в том числе засолка) протекают по-разному.
Первый блин – заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: “Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!” Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Нельзя, чтобы чужие смотрели, как блины печешь: могут сглазить, и блины не зададутся. – Блины у славян – любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что блин олицетворял собою Солнце, солнечный диск, а Солнцу славяне в древности поклонялись как верховному богу. Потому блины пекли и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца), и на свадьбу, и на поминки. С первым блином связано немало поверий, и каждое из них основано на том, что он предназначен для души умершего. Блин специально оставляют либо на подоконнике, либо на могилке. Второе из приведенных выше поверий (кто блины печет, о душе покойного печется) восстанавливает корневую связь между словами печь и печься. Блин по праву считается старше любого другого хлебного изделия; больше того, это и символ вечности (круг). Хозяйки подметили, что если посторонний смотрит, как пекут блины, то они выпекаются не столь безупречно. Вероятно, причину надо искать не в сглазе, а в том, что при посторонних женщина начинает спешить, нервничает – и в результате следит за блинами не так тщательно, как в привычной обстановке.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]На Воздвиженье соленые огурцы надо встряхивать в кадке – тогда они будут лучше храниться. – Засоленные огурцы желательно встряхивать не только на Воздвиженье. Но тут мы имеем дело с частым в народе обыгрыванием слов: Воздвиженье – двигать, передвигать. Точно так же в народе говорят: на Тихона Солнце тише идет. В этом случае игра слов отражает астрономическое явление: к концу июня Земля действительно вращается вокруг Солнца со скоростью, которая на 3600 километров в час меньше, чем в начале года. Посуду с питьем нельзя держать открытой – вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится. – Подобные поверья встречаются часто (иногда с конкретизацией вреда от не-чистой силы: “черт в ведро плюнет”). Считалось, что открытые, незащищенные сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Автору этих строк довелось перевести с украинского языка – для книги “Сказки, легенды, мифы и предания славян” – несколько подобных случаев, рассказанных “очевидцами”. На самом же деле суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в нее мошки, мухи, пыль и т.д. Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из нее кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе – сорока из нее воды напьется, а у тебя лихорадка будет. – Причина этих двух поверий проста. Выброшенную в воду скорлупу склевывают утки, “наклевывая” и собственные яйца. А к не раздавленным скорлупкам, валяющимся на дворе, может пристраститься собака или курица – и потом портить настоящие яйца. Вот и появилась угроза лихорадкой – для пущей острастки.